НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


Оптовая продажа пиротехники
pirotehnika.spb.ru
RB2 Network

RB2 Network


Документы

Краткий технический отчет о проведении опытных пусков ракет дальнего действия А-4 (Фау-2) на Государственном центральном полигоне МВС в октябре - ноябре 1947 года

(извлечение)


         Совершенно секретно (Особая папка)

         УТВЕРЖДАЮ
         Председатель Комиссии по опытным пускам

         маршал артиллерии Н.ЯКОВЛЕВ
         28 ноября 1947 г.

       Цели и задачи испытаний

       [...] ВВЕДЕНИЕ

       26 июля 1947 года товарищ Сталин И. В. подписал постановление Совета Министров СССР № 2643/818 сс о проведении в сентябре - октябре 1947 года на территории Государственного центрального полигона Министерства Вооруженных Сил опытных пусков ракет А-4 (Фау-2), собранных из немецких узлов и деталей.

       Указанным постановлением Совет Министров СССР утвердил представленную Комитетом № 2 при Совете Министров СССР программу проведения опытных пусков ракеты и основные мероприятия по подготовке и проведению пусков, обязательные для министерств и ведомств.

       Руководство проведением опытных пусков правительство СССР возложило на специальную комиссию в составе:

       Яковлева Н. Д. - МВС - председатель;
       Устинова Д. Ф. - МВ;
       Серова И. А. - МВД;
       Воронцова Н. И. МПСС;
       Терентьева В. П. - МСП;
       Виноградова В. И. - МВС;
       Хочнова Н. И. - ММ и ПС;
       Воробьева М. П. - МВС;
       Сукова М. К. - Главкислород;
       Ветошкина С. И. - МВ;
       Жигарева П. Ф. - ВВС МВС;
       Шишкина С. Н. - МАП.

       Техническое руководство пусками было возложено на главного конструктора НИИ-88 МВ по ракетам дальнего действия тов. Королева С.П.

       Заместителями технического руководителя пусков были:

       по двигателю ракеты - главный конструктор ОКБ-456 МАП тов. Глушко В. П.;
       по системе управления ракетой - главный конструктор НИИ- 885 МПСС тов. Рязанский М. С.;
       по гиросистеме - главный конструктор НИИ-10 МСП тов. Кузнецов В. И.;
       по наземному пусковому и заправочному оборудованию - главный конструктор ГСКБ ММиПС тов. Бармин В. П.

       В соответствии с указанным выше постановлением правительства, в период с 15 октября по 13 ноября 1947 года в районе с. Капустин Яр Астраханской области проводились испытания ракет А-4 (Фау-2). Проведено три огневых испытания и одиннадцать пусков ракет.

       Проведенные испытания явились подытоживающим этапом работы, проделанной советскими специалистами за время с июля 1945 до октября 1947 года по ракете А-4, наземному пусковому заправочному оборудованию для этой ракеты, а также по средствам радиотехнического, телеметрического и оптического контроля за полетом ракеты дальнего действия типа А-4.

       В результате проведения на полигоне опытных пусков ракет получен большой практический опыт и много ценных экспериментальных данных по ракете А-4 в целом и отдельным ее деталям, узлам и агрегатам, а также по наземному оборудованию, применяемому для заправки, аппаратуре управления и контроля за полетом этой ракеты.

       Особо необходимо отметить ценность получения впервые в СССР экспериментальных данных по радиолокационным испытаниям, подготовленным ГАУ Вооруженных Сил.

       При опытных пусках ракет А-4 были успешно проведены эксперименты по исследованию космических лучей в стратосфере по заданию Физического института Академии наук СССР.

       Полученные при опытных пусках ракет А-4 экспериментальные данные после соответствующей их обработки и анализа послужат основанием для разработки отечественных образцов ракет дальнего действия.

       Испытаниям ракет А-4 на полигоне предшествовала большая подготовительная работа, проделанная министерствами Вооруженных Сил, вооружения, производства средств связи, авиационной промышленности, судостроительной промышленности, машиностроения и приборостроения, электропромышленности, сельхозмашиностроения, резиновой промышленности, Академией наук СССР и ведомствами - Главкислородом при Совете Министров СССР и Главным управлением гидрометеослужбы при Совете Министров СССР, научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро и заводами перечисленных министерств и ведомств по обеспечению испытаний материально-техническими средствами и подготовленными кадрами специалистов, по сосредоточению в короткий срок (август-сентябрь) на месте испытаний всех необходимых средств и личного состава и по строительству на месте испытаний минимально необходимых сооружений: стенда для огневых испытаний ракет, стартовой площадки, подъездных железнодорожных путей, хранилищ для ракет и наземного оборудования, помещений для подготовки ракет к старту и других вспомогательных сооружений.

       Несмотря на сжатые сроки и отсутствие полигона, решение о строительстве которого было вынесено одновременно с решением о проведении опытных пусков ракет А-4, подготовительная работа по обеспечению испытаний была проведена удовлетворительно с незначительным опозданием против установленных сроков [...]

       Календарь испытаний

       15 октября. Ракета 02Т с двигателем 04Т после успешного проведения на технической позиции предусмотренных инструкциями проверочных испытаний поставлена на стенд для огневых испытаний двигателя.

       16 октября. Закончен полный цикл автономных и генеральных испытаний автоматики двигательной установки на стенде. Проверены вся электросистема наземного оборудования и агрегаты питания. Ракета заправлена топливом и полностью подготовлена к запуску.

       17 октября. В 0 ч 30 мин произведены первые огневые стендовые испытания двигателей ракеты 02Т. Результат испытаний получен положительный. Двигатель работал хорошо, регистрирующие приборы записали все диаграммы. С утра готовили на технической позиции ракету 010Т для пуска в воздух и доставили ее на старт в 21 ч. Всю ночь продолжалась подготовка этой ракеты на старте при свете прожекторов.

       18 октября. С утра на старте были проведены автономные и генеральные испытания ракеты 010Т. Первый опытный пуск ракеты А-4 № 010Т состоялся в 10 ч 47 мин. Ракета полетела нормально и упала в районе цели на дистанции 206,7 км, уклонившись влево на 30 км от директрисы.

       19 октября. В 15 ч 40 мин на старте начаты работы с ракетой 04Т и закончены подачей заправочных средств на площадку к 19 ч 30 мин.

       20 октября. Работы на стартовой площадке были возобновлены в 7 ч 30 мин утра и завершены пуском ракеты 04Т в 11 ч 14 мин. В полете ракета сильно уклонилась влево и упала на дистанции 231,4 км, уйдя влево от директрисы на 181 км. Вечером на старт привезена ракета 08Т.

       21 октября. При заправке ракеты 08Т на старте было обнаружено протекание спирта внутрь хвостового отсека через трубку, предназначенную для регистратора давлений "Мессины-1". Трубку после снятия прибора забыли заглушить. Для просушки стабилизатора ракету сняли с пускового стола и отправили на техническую позицию.

       22 октября. После детальной проверки ракеты 08Т на технической позиции в 18 ч 30 мин ракета 08Т вторично была доставлена на старт. На стенде установлена ракета 11Н, проведена подготовка ее к огневым испытаниям. Пять попыток запустить двигатель не увенчались успехом - не срабатывала главная ступень. Слили кислород и перекись.

       23 октября. Пуск ракеты 08Т состоялся в 17 ч 05 мин. Вскоре после взлета ракета вошла в облака и скрылась из виду. Падение ракеты было обнаружено спустя несколько дней в 29,4 км от старта вправо на расстоянии 3,9 км от директрисы. Ракета упала плашмя, потеряв три стабилизатора на полпути в воздухе. На стенде из ракеты 11Н слили спирт.

       24 октября. На старте установлена ракета 09Т. Весь день производили попытку запустить ракету 11Н на стенде, но безуспешно. Срабатывало зажигание и предварительная ступень, но главная ступень двигателя не включалась.

       25 октября. Готовили к пуску ракету 09Т. После того как ракета была полностью заправлена, подломилась ножка пускового стола. Ракета сильно качнулась и, опершись о площадку лафета, задержалась в накрененном положении. Во время слива компонентов лопнул воздушный трубопровод и в камеру сгорания потек жидкий кислород.

       26 октября. Ракета 11Н снята со стенда и отправлена на техническую позицию для выяснения причины отказов запуска двигателя. Впоследствии было установлено, что ракета 11Н находилась в полном порядке, а причина отказов скрывалась в электросхеме наземного оборудования - в пульте машины включения.

       27 октября. На стенде установили ракету 12Н.

       28 октября. Ракету 09Т сняли со старта из-за трещин, которые появились на внутренней поверхности камеры сгорания и сопла в результате попадания на внутренние стенки камеры жидкого кислорода. В 8 ч 50 мин на старт подана очередная ракета 03Т с "Мессиной", записывающей работу рулей. Пуск ракеты (четвертый по счету) состоялся в 16 ч 47 мин. В отличие от первых трех пусков в ракете 03Т дополнительно были поставлены фильтры, поглощающие колебания, идущие по проводам от гироприборов в усилитель-преобразователь при возникновении вибрации на ракете. Полет ракеты оказался удачным. Падение было отмечено в районе цели -274,3 км по дальности и 4 км влево.

       29 октября. В 5 ч утра на старт подана ракета 06Т, а в 8 ч 20 мин был дан отбой работе на стартовой площадке из-за плохой погоды - низкая облачность и ветер до 10 м/с. Стартовая команда была направлена на стенд, где принялась готовить ракету 12Н с двигателем 03Н для огневых испытании. После нахождения неисправности в наземном электрооборудовании в 19 ч 30 мин на стенде состоялся очередной успешный запуск двигателя ракеты 12Н. Были записаны все наметившиеся диаграммы, кроме основной диаграммы давления в камере сгорания.

       30 октября. Подготовка ракеты 06Т к пуску. Дан отбой - плохая погода.

       31 октября. Пуск ракеты 06Т с "Мессиной", регистрирующей работу двигателя, состоялся в 16 ч 41 мин. Вскоре после отрыва от пускового стола ракета стала вращаться вокруг продольной оси. Вращение ракеты сопровождалось колебаниями, и в таком состоянии ракета скрылась в облаках. Падение ракеты из облаков происходило в горизонтальном положении с оторвавшимися стабилизаторами. Ракета упала плашмя в 2 км от старта.

       1 ноября. На стенде проведены повторные огневые испытания ракеты 12Н. Двигатель работал нормально. Регистрирующие приборы произвели запись основных параметров работы двигателя. В 18 ч 10 мин на старт была подана ракета 01 Т, которую ночью стали готовить к пуску.

       2 ноября. В 10 ч 47 мин на старт вывезли ракету 14Н с регистрирующей аппаратурой "Фиан", а ракету 01Т в 11 ч 50 мин отвезли на техническую позицию для замены рулевой машинки. Пуск ракеты 14Н состоялся в 18 ч 14 мин, причем полет ее был нормальным и падение, по данным расчета на основании радиолокационных измерений, произошло в районе цели: Х-260 км, боковое отклонение от директрисы - 5 км влево.

       3 ноября. Состоялся 7-й пуск ракеты А-4. На старт в 9 [ч] 00 [мин] была доставлена ракета 30Н. Пуск ее состоялся в 15 ч 05 мин. Вскоре после старта ракета стала уходить влево, затем вращаться вокруг продольной оси, потом у нее оборвались стабилизаторы, и ракета, воспламенившись, стала плашмя падать на землю. Падение ракеты произошло на расстоянии 2,3 км от старта. Вечером на старт подана ракета 07Т.

       4 ноября. Ракету 07Т готовили к пуску, но в 12 [ч] 20[мин] ее сняли со старта - был обнаружен запах горения кабельной сети ракеты. В 12 ч 00 мин на старт вторично была подана ракета 01Т, после замены у нее рулевой машинки на технической позиции. Пуск ракеты состоялся в 18 ч 02 мин. Полет ракеты 01Т был устойчивым и нормальным. Падение ракеты зарегистрировано на дистанции 268,9 км с отклонением от директрисы влево на 1,1 км.

       5 ноября. С 7 ч 30 мин на старте начались работы по подготовке к пуску ракеты 21Н с "Викторией-4". В 19[ч] 00[мин] дана команда "Отбой до утра".

       6 ноября. С 7 ч 00 мин работы по подготовке ракеты 21Н к пуску были возобновлены, и к 12ч 10 мин ракета полностью была готова к старту. Пуск не состоялся из-за облачной погоды, и компоненты были слиты.

       7 ноября. Праздновали 30-летие Великой Октябрьской социалистической революции.

       8 ноября. Днем ракету 21Н подготавливали к пуску; были проведены предстартовые испытания, но ракету не пустили из-за плохой погоды.

       9 ноября. В расчете на благоприятную погоду с 14 ч 00 мин ракету 21Н снова начали готовить к пуску; в 16 ч 45 мин небо опять закрылось тучами и была дана команда "Отбой".

       10 ноября. Подготовка ракеты к пуску была возобновлена с 8 ч 00 мин утра, в 12 ч 12 мин была неудачная попытка запуска двигателя. При включении предварительной ступени хлопком вышибло зажигательное устройство из камеры сгорания и повредило при этом графитовый руль, который был заменен новым. В 12 ч 39 мин состоялся пуск ракеты. Ракета после крутого подъема вверх стала заметно уклоняться вправо и упала на расстоянии 24,4 км от старта, на расстоянии 18,2 км от трассы.

       Несмотря на то что головная часть ракеты была снаряжена дым[овой] смесью, воронка при падении оказалась очень большой, имеющей правильную коническую форму с размерами: диаметр основания -17 м и глубина воронки - около 6 м.

       В 16 ч 00 мин вывезена на старт и установлена на пусковой стол ракета 22Н с головной частью "Фиан". Через час она была снята и отправлена обратно на техническую позицию для замены рулевой машины № 4.

       11 ноября. Ракета 22Н в 3 ч 00 мин вновь была подана на стартовую площадку. К 12 ч 10 мин ракета прошла все испытания, но из-за плохой погоды (ветер и дождь) была снята и отправлена на техническую позицию в закрытое помещение.

       12 ноября. В 12 ч 00 мин ракету 22Н вновь установили на пусковом столе и к 15 ч 15 мин подготовили к пуску, но из-за сильной облачности дальнейшие испытания были прекращены.

       13 ноября. В 8 ч 00 мин возобновлены работы на старте с ракетой 22Н и в 11 ч 30 мин ракета ушла в воздух. Полет ракеты был правильный. Упала ракета на дистанции 270 км, уклонившись вправо от трассы на 80 м. В 12 ч 00 мин на старт была подана новая ракета 19Н с прибором "Виктория-4". В 17 ч 00 мин состоялся старт этой ракеты. Полет ракеты был правильный, и упала она на дистанции 262,2 км, уклонившись от расчетной директрисы на 700 м влево.

       Главный конструктор НИИ-88МВ по ракетам дальнего действия КОРОЛЕВ С. П.

       Главный конструктор ОКБ-456 МАЛ по двигателям ракет дальнего действия ГЛУШКО В. П.

       Главный конструктор НИИ-885 МПСС по системе управления ракет дальнего действия РЯЗАНСКИЙ М. С.

       Главный конструктор ордена Ленина НИИ-10 МСП по гироскопическим приборам ракет дальнего действия КУЗНЕЦОВ В. И.

       Главный конструктор ГСКБ Спецмаша ММ и П по наземному пусковому и заправочному оборудованию для ракет дальнего действия БАРМИН В. П.

       Начальник 4-го управления ГАУ ВС генерал-майор СОКОЛОВ А. И.




       АП РФ, ф. 3, оп. 47, д. 185, лл. 14 - 21, 42 - 48, 231 - 238. Впервые опубликовано в кн.: Первое ракетное соединение Вооруженных Сил. М.: ЦИПКРВСН, 1996. С. 189-207.

Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.