НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ КОСМИЧЕСКИЕ НОВОСТИ

Выпуск № 157 от 26 октября 2000 г.

Архив новостей.

    СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:

      1. Открыты четыре новых спутника Сатурна.
      2. Первый экипаж прибыл на космодром.
      3. "NEAR-Shoemaker" прошел в 5 км от Эроса.
      4. "Discovery" возвратился на Землю.
      5. 40 лет со дня трагедии на Байконуре.
      6. "Прогресс М-43" состыковался с "Миром".
      7. Запущены "DSCS-3 B11", "Thuraya-1" и "GE-6".
      8. Памятные даты космической летописи.
      9. Предстоящие пуски ракет-носителей и МБР.



"NEAR-SHOEMAKER" ПРОШЕЛ В 5 КМ ОТ ЭРОСА.

          26 октября американский межпланетный зонд "NEAR-Shoemaker", вращающийся вокруг астероида (433) Eros, прошел на расстоянии 5,3 км от поверхности этого небесного тела. Во время этого беспрецендентно близкого сближения, которому не было аналогов в истории космонавтики, было сделано около 200 снимков. В в ближайшее время снимки будут переданы на Землю. По мнению специалистов, полученные изображения позволят ответить на многие вопросы о происхождении астероидов и комет, а может быть и о происхождении Солнечной системы.





ОТКРЫТЫ ЧЕТЫРЕ НОВЫХ СПУТНИКА САТУРНА.

          Четыре новых спутника Сатурна удалось обнаружить международной команде “охотников за спутниками”. Таким образом число известных спутников этой планеты достигло 22 и Сатурну, обогнавшему Уран (21 спутник), стало принадлежать лидерство в Солнечной системе по этому показателю. Пока о новых объектах известно довольно мало: диаметр оценивается от 10 до 50 км, а расстояние до верхних слоев атмосферы Сатурна - около 15 миллинов километров. Это достаточно яркие небесные тела, что и позволило их открыть. Сообщение об открытии новых спутников сделано на ежегодном заседании секции планетарных исследований Американского астрономического общества в Пасадене (шт. Калифорния, США). Астрономы предупредили, что сообщение носит предварительный характер. Они также отметили, что ими обнаружено еще несколько небесных тел, которые также могут оказаться спутниками Сатурна. В команду астрономов входят: сотрудники Корнелльского университета Бретт Глэдман (Brett Gladman), Джозеф Бурнс (Joseph Burns), Филип Николсон (Philip Nicholson), Жан-Марк Петит (Jean-Marc Petit) и Ханс Скул (Hans School) из французской обсерватории в Кот д’Ивуаре, Дж.Дж.Кавелаарс (J.J.Kavalaars) из канадского Университета МакМастер, Мэтфи Холман (Matthew Holman) и Брайан Марсден (Brian Marsden) из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра. Открытие было сделано с использованием методики, предложенной Бреттом Глэдманом еще в бытность его студентом. В период с 1997 по 1999 год таже команда астрономов смогла обнаружить пять спутников у Урана. Эти спутники, также как и вновь открытые спутники Сатурна, относятся к классу нерегулярных спутников. Большое расстояние до планеты говорит в пользу того, что все они были в какой-то момент захвачены Сатурном. До недавнего времени Сатурн имел только один нерегулярный спутник - Феба (Phoebe), обнаруженный Уильямом Пекирингом (William Pickering) в 1898 году. Два из новых спутников были обнаружены 7 августа нынешнего года с помощью телескопа Южноевропейской обсерватории в Чили. Еще два - 23 и 24 сентября - при наблюдениях с помощью телескопа Маун-Кеа на Гавайях. Есть еще два подозрительных объекта, которые, в конце концов, также могут оказаться спутниками Сатурна. Наблюдения были подтверждены с помощью других телескопов.





ПЕРВЫЙ ЭКИПАЖ ПРИБЫЛ НА КОСМОДРОМ.

          26 октября на космодром Байконур для предстартовой подготовки прибыли основной и дублирующий экипажи первой длительной экспедиции на борт Международной космической станции. В основной экипаж входят американец Уильям Шеперд (William Shepherd) и россияне Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев. В дублирующий - американец Кеннет Боверсокс (Kenneth Bowersox) и россияне Владимир Дежуров и Михаил Тюрин. Старт корабля "Союз ТМ" назначен на 31 октября.





ПЛАН ПУСКОВ РОССИЙСКИХ РН НА НОЯБРЬ.

          26 октября пресс-служба Российского авиационно-космического агентства огласила план запусков отечественных ракет-носителей с космическими аппаратами различного назначения на ноябрь 2000 года. Всего предполагается осуществить шесть пусков: 5 ноября с космодрома Байконур должна стартовать РН "Протон-К" с разгонным блоком "Бриз-М", которая выведет на орбиту спутник связи типа "Экран-М"; 14 ноября также с Байконура стартует РН "Союз-У" с грузовым транспортным кораблем "Прогресс М1-4" для Международной космической станции; 16 ноября из Плесецка должна стартовать РН "Циклон-3" с военным спутником "Космос-2377"; ориентировочно на 19 ноября с космодрома Плесецк назначен старт РН "Космос-3М" с американским спутником "QuickBird-1" на борту; 28 ноября с космодрома Свободный запланирован пуск РН "Старт-1" с израильским спутником "EROS-A1"; 30 ноября с Байконура в небо уйдет РН "Протон-К" с разгонным блоком "ДМ3", которая выведет на орбиту американский спутник связи "CD-Radio-3". Надо отметить, что уже приблизительно два года пресс-слуюба Росавиакосмоса ежемесячно доводит до сведения планы пусков на предстоящий месяц. Однако, за этот период ни один план не был полностью выполнен. Те или иные причины регулярно заставляют либо переносить, либо вообще отменять пуски.





ПРАВИТЕЛЬСТВО ВЫДЕЛИЛО НА "МИР" 750 МИЛЛИОНОВ.

          26 октября правительство России рассмотрело на своем очередном заседании вопрос о финансировании дальнейшего полета орбитального комплекса "Мир". Принято решение выделить на эти нужды 750 миллионов рублей из дополнительных доходов бюджета нынешнего года. Этого хватит на отправку к комплексу двух грузовых транспортных кораблей типа "Прогресс М". Об этом 26 октября сообщил журналистам вице-премьер российского правительства Илья Клебанов. Он также уточнил, что какое бы решение о судьбе "Мира" в будущем не было принято, пуски двух грузовиков необходимы в любом случае: и если будет принято решение продолжить эксплуатацию комплекса, и если правительство решит затопить его в океане. Клебанов также подтвердил, что окончательное решение будет принято до февраля 2001 года..





ПУСК - 28 НОЯБРЯ.

          В завершающую стадию вступает подготовка к запуску с космодрома Свободный (Амурская область) израильского спутника "EROS-A1". Предварительно пуск ракеты-носителя "Старт-1" со спутником на борту запланирован на 28 ноября. Неделю назад на космодром прибыли специалисты Московского института теплотехники, изготовившей РН, а в ближайшие дни ожидается приезд на Дальний Восток израильских специалистов. В конце октября в Москву запланирована доставка КА "EROS-A1". Далее спутник будет переправлен в Благовещенск, а уже оттуда - на космодром.





СРОКО ПОЯВИТСЯ ОЗОНОВАЯ ДЫРА И НАД АРКТИКОЙ.

          В ближайшее время над Арктикой ожидается появление озоновой дыры, по своим размерам сравнимой с существующей в настоящее время над южным полюсом Земли. Об этом заявил Джанатан Шанклин (Jhanathan Shaklin), один из трех британских ученых, которым принадлежит "честь" открытия озоновой дыры над Антарктидой. По словам Шанклина, в последние годы атмосфера Земли претерпевает значительные изменения. Среди этих изменений - образование в атмосфере химических соединений, которые ведут к разрушению озонового слоя. Озоновая дыра над северным полюсом несет в себе гораздо больше опасности, чем над южным из-за значительно большей плотности населения в северном полушарии Земли.





СПУСКАЕМЫЙ АППАРАТ "СОЮЗ ТМ-26" ВЫСТАВЛЕН НА ПРОДАЖУ.

          Спускаемый аппарат российского космического корабля "Союз ТМ-26", на котором 19 февраля 1998 года на Землю возвратились космонавты Анатолий Соловьев, Павел Виноградов и Леопольд Эйартц (Leopold Eyhartz), выставлен на он-лайновую продажу на сайте компании Spacehab, Inc. Стартовая цена лота - 2,2 миллиона долларов. В описании лота говорится, что "вообще-то аппарат должен был стать музейным экспонатом, но что плохого в том, что чьи-то дети смогут играть с ним на заднем дворе". Покупатель, который купит спускаемый аппарат "Союз ТМ-26", получит возможность, в качестве бесплатного приложения, посетить Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина в Звездном городке и РКК "Энергия" в городе Королев.





ЗАПУЩЕН АМЕРИКАНСКИЙ ВОЕННЫЙ СПУТНИК СВЯЗИ.

          20 октября 2000 года в 00:40 UTC со Станции ВВС США "Мыс Канаверал" (Cape Canaveral Air Force Station) стартовыми командами компании Lockheed Martin Astronautics осуществлен пуск ракеты-носителя "Atlas-2A" (AC-140), которая вывела на околоземную орбиту военный спутник связи "USA-153" (26575 / 2000 065A). Изначально предполагалось запустить спутник почти на час раньше, но уже в процессе подготовки старт пришлось несколько раз переносить из-за технических проблем сначала с системой связи между станцией слежения в Индийском океане и базой ВВС Шрайвер в штате Колорадо, а потом в запретную зону в океане в районе космодрома вошло какое-то судно. Чуть позже возникли проблемы с наземным оборудованием стартовой площадки. И все-таки стартовым командам удалось уложиться в отведенное для пуска окно. КА изготовлен компанией Lockheed Martin и войдет в систему связи Министерства обороны США, предназначенную для обеспечения обмена данными между Пентагоном и американскими армейскими подразделениями, расквартированными в различных районах мира. Вес спутника 1235 кг. Он также известен под названием "DSCS-3 B11" ["Defense Satellite Communications System-3 B11"].





ПЯТЫЙ СТАРТ С МОРСКОГО КОСМОДРОМА.

          21 октября 2000 года в 05:52 UTC с морской стартовой платформы "Odyssey" в Тихом океане [0 градусов широты и 154 градуса восточной долготы] стартовыми командами международного консорциума Sea Launch осуществлен пуск ракеты-носителя "Зенит-3SL" (серийный № 5), которая вывела на переходную к геостационарной орбите спутник связи "Thuraya-1" (26578 / 2000 066A), принадлежащий компании Thuraya Satellite Telecommunications Co. Ltd. из Объединенных Арабских Эмиратов. Начальные параметры орбиты после выведения составляют:
          наклонение орбиты - 6,3 град.;
          минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 241 км;
          максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 35786 км.
          КА создан специалистами компании Boeing Space Systems Inc. (бывшая Hughes Space and Communications Inc.) на базе платформы Boeing GEM. Это первый спутник, изготовленный под маркой Boeing. Его стартовая масса 5108 кг. Масса на орбите 3200 кг. Предназначен для обслуживания клиентов на Среднем Востоке, Северной и Центральной Африке, Европе, Центральной Азии и Индии. Срок эксплуатации - 12 лет. После проведения орбитальных испытаний спутник будет выведен на геостационарную орбиту в точку стояния над 46 градусом восточной долготы. Это пятый пуск с морского космодрома. Из четырех предыдущих один закончился аварией. Следующий пуск запланирован в январе 2001 года.

          Фото РКК "Энергия".




          Для любителей статистики и истории.

          Объединенные Арабские Эмираты стали очередной страной, которая обзавелась своим космическим аппаратом на околоземной орбите. Вот в каком порядке и когда пополнялся этот клуб.

          04.10.1957 - Первый советский ИСЗ (СССР)
          01.02.1958 - "Explorer-1" (США)
          26.04.1962 - "Ariel-1" (Великобритания)
          29.09.1962 - "Aloette-1" (Канада)
          15.12.1964 - "San Marco-1" (Италия)
          26.11.1965 - "Asterix" (Франция)
          29.11.1967 - "Wresat" (Австралия)
          08.11.1969 - "Azur" (ФРГ)
          11.02.1970 - "Ohsumi" (Япония)
          24.04.1970 - "Dong Fang Hong-1" (Китай)
          19.04.1973 - "Интеркосмос-Коперник-500" (Польша)
          30.08.1974 - "ANS-1" (Нидерланды)
          15.11.1974 - "Intasat" (Испания)
          19.05.1975 - "Aryabhata" (Индия)
          07.07.1976 - "Palapa A1" (Индонезия)
          24.10.1978 - "Magion-1" (Чехословакия)
          07.08.1981 - "Интеркосмос-Болгария-1300" (Болгария)
          08.02.1985 - "Brasilsat A1" (Бразилия)
          17.06.1985 - "Morelos-1" (Мексика)
          22.02.1986 - "Viking" (Швеция)
          19.09.1988 - "Ofeq-1" (Израиль)
          11.12.1988 - "Astra-1A" (Люксембург)
          22.01.1990 - "Lusat" (Аргентина)
          07.04.1990 - "Asiasat-1A" (Гонконг)
          16.07.1990 - "Badr-A" (Пакистан)
          21.01.1992 - "Космос-2175" (Россия)
          10.08.1992 - "Kitsat-A" (Южная Корея)
          26.09.1993 - "Posat" (Португалия)
          18.12.1993 - "Thaicom-1" (Таиланд)
          11.08.1994 - "Turksat-1B" (Турция)
          09.08.1995 - "Magion-4" (Чехия)
          31.08.1995 - "Сич-1" (Украина)
          31.08.1995 - "Fasat Alfa" (Чили)
          12.01.1996 - "Measat-1" (Мадайзия)
          20.05.1997 - "Thor-2" (Норвегия)
          19.08.1997 - "Mabuhay-1" (Филиппины)
          28.04.1998 - "Nilesat-101" (Египет)
          25.08.1998 - "ST-1" (Сингапур)
          25.08.1998 - "ST-1" (Тайвань)
          23.02.1999 - "Orsted" (Дания)
          23.02.1999 - "Sunsat" (ЮАР)
          26.09.2000 - "SaudiSat-1A" (Саудовская Аравия)
          21.10.2000 - "Thuraya-1" (ОАЭ)

          Кроме того, ряд международных межправительственных организаций также имеют свои спутники. Вот в каком порядке и когда они обзаводились своими космическими аппаратами:

          06.04.1965 - "Early Bird" [Международная организация спутниковой связи (International Telecommunications Satellite Organization)]
          17.05.1968 - "Iris" [Европейское космическое агентство (European Space Agency), в то время - European Space Research Organization]
          14.10.1969 - "Интеркосмос-1" ["Интеркосмос"]
          20.03.1970 - "NATO-1" [Организация Североатлантического договора]
          23.11.1977 - "Meteosat-1" [Европейская организация спутниковой метеорологии (European Meteorological Satellite Organization)]
          20.12.1981 - "Marecs-A" [Европейская организация морской спутниковой связи (Martine European Communications Satellite Organization)]
          16.06.1983 - "Eutelsat 1F1" [Европейская организация спутниковой связи (European Telecommunications Satellite Organization)]
          08.02.1985 - "Arabsat-1A" [Организация по спутниковой связи арабских государств (Arabian Satellite Telecommunications Organization)]




ЗАПУЩЕН "GE-6".

          21 октября 2000 года в 22:00 UTC с 23-й пусковой установки 81-й стартовой площадки 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" стартовыми командами КБ общего машиностроения при поддержке Ракетных войск стратегического назначения России по заказу компании International Launch Services (ILS) осуществлен пуск ракеты-носителя "Протон-К" (8К82К) с разгонным блоком "ДМ3", которая вывела на опорную орбиту спутник связи "GE-6" (26580 / 2000 067A), принадлежащий американской компании GE Americom. 22 октября в 04:41 UTC произошло отделение космического аппарата от разгонного блока. КА массой 3909 кг изготовлен компанией Lockheed Martin Commercial Space на основе базового блока А2100АХ. Он оснащен 24-мя активными ретрансляторами, работающими в С-диапазоне, и 28-ю ретрансляторами, работающими в Ku-диапазоне. Будет обслуживать континентальную часть США. Срок службы - 15 лет. После проведения орбитальных испытаний спутник будет выведен на геостационарную орбиту в точку стояния над 73 градусом западной долготы. Состоявшийся пуск стал 1169-м стартом космической ракеты-носителя с космодрома Байконур. Для РН "Протон-К" это 278-й запуск, в том числе 13-й в нынешнем году.

          Фото ILS.




"DISCOVERY" ВОЗВРАТИЛСЯ НА ЗЕМЛЮ.

          19 октября. Продолжается полет американского космического корабля "Discovery". Весь день космонавты посвятили работам на борту Международной космической станции (МКС). В целом все прошло хорошо, но неприятности доставил сломавшийся туалет. Американским астронавтам пришлось поработать сантехниками и, судя по всему, смена профессий им не понравилась. В санузле шаттла вышла из строя система прессовки отходов. Туалет на борту шаттла засорился, а новый туалет на борту МКС еще не смонтирован. Поэтому астронавтам приходится чистить туалет вручную. Эта неприятная работа выпала на долю Питера Уисоффа (Peter Wisoff) и Памеле Мелрой (Pamela Melroy). Уисофф очень пожалел, что на станции не нашлось перчаток длиной до плеч. Пришлось надеть короткие перчатки.

          20 октября. В 15:09 UTC осуществлена расстыковка космического корабля "Discovery" и Международной космической станции (МКС). Операция была задержана на 89 минут по сравнению с запланированным временем, чтобы дать возможность астронавтам завершить все работы на борту МКС. После расстыковки "Discovery" совершил облет станции и астронавты через иллюминаторы осмотрели ее внешнюю поверхность.

          22 и 23 октября. Запланированная на 22 октября посадка космического корабля "Discovery" на состоялась из-за неблагоприятных погодных условий в районе мыса Канаверал (шт. Флорида) и Базы ВВС США "Эдвардс" (шт. Калифорния).

          24 октября. Американский космический корабль "Discovery" наконец-то возвратился на Землю. Ненастная погода не позволяла сделать это ни в плановый срок вечером 22 октября, ни спустя сутки. И вот наконец в 20:59:41 UTC задние колеса корабля коснулись посадочной полосы 22 на Базе ВВС США "Эдвардс" (Edwards Air Force Base) в штате Калифорния. В 20:59:54 UTC полосы коснулось переднее колесо корабля, а в 21:00:47 UTC корабль остановился. На Землю возвратились космонавты Брайан ДАФФИ (Brian DAFFY), Памела Энн МЕЛРОЙ (Pamela Ann MELROY), Лерой ЧИАО (Leroy CHIAO), Уильям Сюрлес МакАРТУР (William Surles McARTHUR, Jr.), Питер Джеффри Келсей УАЙСОФФ (Peter Jeffrey Kelsey WISOFF), Майкл Эладио ЛОПЕС-АЛЕГРИЯ (Michael Eladio LOPES-ALEGRIA) и Коичи ВАКАТА (Koichi WAKATA). Продолжительность полета составила 12 дней 21 час 42 минуты 41 секунда. Для NASA было бы предпочтительней, чтобы "Discovery" приземлился на мысе Канаверал - тогда бы не пришлось тратить время на доставку корабля из места посадки обратно во Флориду. Однако, погода так и не позволила это сделать и корабль пришлось на запасную полосу в Калифорнии. Предыдущий раз американские корабли многоразового использования совершали посадку на Базе ВВС США “Эдвардс” в 1996 году. А всего 46-ть “шаттлов” садились в Калифорнии.

          Фото Associated Press.



          Для любителей статистики и истории.

          Еще несколько статистических данных о работе космонавтов в открытом космосе. Во время последнего полета корабля "Discovery" было совершено четыре выхода. А всего в ходе строительства Международной космической станции (МКС) вне корабля космонавты работали 9 раз. Продолжительность пребывания вне корабля при этом составила 61 час 39 минут.

          Первой женщиной, покинувшей космический корабль и отправившейся на прогулку в открытый космос, стала Светлана Савицкая. И хотя это произошло 16 лет назад, к настоящему времени лишь еще четыре женщины [Катрин Салливан (Kathryn Sullivan), Катрин Торнтон (Kathryn Thornton), Линда Гудвин (Linda Godwin) и Тамара Джерниган (Tamara Jernigan)] выходили в открытый космос. По количеству выходов (3) и по общему времени внекорабельной деятельности (21 час 10 минут) первенство удерживает Катрин Торнтон. А самый длительный выход совершила в текущем году Тамара Джерниган. Она находилась в открытом космосе 7 часов 55 минут.




ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СРЕДСТВО СПАСЕНИЯ "SAFER".

          Во время работы в открытом космосе космонавтов подстерегают многие неожиданности, в том числе и такие, которые создают прямую угрозу их жизни. С одной из таких опасностей предполагают бороться с помощью индивидуальной спасательной системы "SAFER", испытания которой прошли 18 октября нынешнего года во время пребывания вне корабля "Discovery" американских космонавтов Питера Уисоффа (Peter Wisoff) и Майкла Лопес-Алегриа (Michael Lopez-Alegria). Полное наименование устройства "Simplified Aid for EVA Rescue", что можно перевести как "Упрощенное средство спасения в случае аварий во время внекорабельной деятельности". По конструкции - Это небольшой модуль, закрепленный на каркасе ранца, надеваемого космонавтом во время выхода в открытый космос. Для передвижения в безвоздушном пространстве используется реактивная сила тяги 24 небольших сопел, из который истекает струя жидкого азота. Управляя системой с помощью джойстика, космонавт может регулировать силу тяги и перемещаться в пространстве. В составе системы также имеется небольшой жидкокристаллический дисплей, на который выводится информация об уровне заряда батареи и количестве израсходованного азота. Кроме того, система может автоматически с помощью бортового компьютера стабилизировать положение космонавта в случае потери им ориентации в пространстве. Для этого необходимо нажать всего одну кнопку. Устройство "SAFER" создано инженерами Космического центра имени Джонсона (NASA Johnson Space Center) в Хьюстоне и предназначено для возвращения космонавта на борт корабля в случае обрыва страховочного фала. К счастью, подобных инцидентов пока в космосе не зарегистрировано. Предыдущие модели подобного индивидуального средства спесения испытывались еще 6 лет назад, но по сравнению с "SAFER" они были громозкими и трудно управляемыми. Последние испытания, которые провели Уисофф и Лопес-Алегриа, прошли успешно. Однако, на всякий случай космонавты использовали и страховочные фалы.

          Рисунок NASA.




"TUBSAT-N1" СОШЕЛ С ОРБИТЫ.

          21 октября 2000 года сошел с орбиты и прекратил свое существование, сгорев в плотных слоях земной атмосферы, немецкий исследовательский спутник "Tubsat-N1" (25390 / 1998 042B). КА был изготовлен в Берлинском техническом университете (Technische Universitat Berlin) и запущен 7 июля 1998 года российской ракетой-носитель "Штиль-1", стартовавшей с борта атомной подводной лодки К-402 "Новомосковск".




ИЗРАИЛЬСКИЙ СПУТНИК СГОРЕЛ В АТМОСФЕРЕ.

          24 октября сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы израильский искусственный спутник Земли "Ofeq-3" (23549 / 1995 018A). КА был запущен 5 апреля 1995 года ракетой-носителем "Shaviyt" и, вероятнее всего, предназначался для наблюдения за территорией сопредельных с Израилем арабских стран.




НЕОБХОДИМОЕ УТОЧНЕНИЕ.

          Согласно сообщения Космического командования США, российский грузовой транспортный корабль "Прогресс М1-2" был сведен с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы не 16 октября, как сообщали ранее источники из Росавиакосмоса (см. "Последние космические новости", выпуск 156), а 24 октября.




ВСЕ БЛИЖЕ К ЭРОСУ.

          20 октября 2000 года американский межпланетный зонд "NEAR-Shoemaker", вращающийся вокруг астероида (433) Eros, осуществил очередной маневр по снижению высоты своей орбиты. В результате двухминутного включения двигателя зонд переведен на круговую орбиту высотой 50 км. В ближайшие два месяца высота орбиты будет вновь снижена, а в начале следующего года аппарат должен приблизиться на расстояние 5-6 км к поверхности астероида, а если позволят условия, то и опуститься на Eros.





"ПРОГРЕСС М-43" СОСТЫКОВАЛСЯ С "МИРОМ".

          20 октября 2000 года в 21:16 UTC осуществлена стыковка грузового транспортного корабля "Прогресс М-43" и орбитального комплекса "Мир". Корабль пристыкован к стыковочному узлу на модуле "Квант". Все операции прошли в автоматическом режиме. Грузовой корабль доставил на борт комплекса "Мир" около 1170 кг топлива, в том числе 870 кг для дозаправки объединенной двигательной установки, а также другие грузы, необходимые для обеспечения дальнейшего полета комплекса. В ходе полета корабля "Прогресс М-43" отработана более экономичная схема сближения транспортных грузовых кораблей с орбитальными станциями, позволяющая минимизировать расходы топлива при полете к станции и тем самым увеличивать суммарную массу доставляемых грузов и топлива, что важно для реализации последующих полетов по программе Международной космической станции. После стыковки масса комплекса "Мир" составляет 137 тонн. Параметры орбиты комплекса:
          наклонение орбиты -51,6 град.;
          период обращения - 91,1 мин.;
          минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 325,4 км;
          максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 349,4 км.
          Бортовые системы корабля и модулей станции функционируют нормально. Как сообщается в пресс-релизе РКК "Энергия", во время стыковки корабля "Прогресс М-43" с комплексом "Мир" в Центре управления полетом (ЦУП) находились Технический руководитель пилотируемых космических программ, генеральный конструктор РКК "Энергия" им. С.П. Королева Ю.П. Семенов, председатель Межгосударственной комиссии генерал-лейтенант В.А. Гринь, специалисты многих предприятий, участвующих в работах по комплексу "Мир". После завершения стыковки в ЦУПе состоялся брифинг для журналистов. Отвечая на их вопросы, Ю.П. Семенов сказал, что в настоящее время вопросы о судьбе орбитального комплекса "Мир", оплате государственного долга за работы, выполненные РКК "Энергия" им. С.П. Королева и предприятиями-соисполнителями в 1997-1998 г.г. по комплексу "Мир", а также об обеспечении финансирования завершающего этапа полета этого комплекса и работ по Международной космической станции находятся под контролем Президента Российской Федерации. Зарубежные инвесторы, в отличие от российских бизнесменов, реально поддержали полет российской станции в 1999-2000 г.г., однако в настоящее время предлагаемые ими проекты не обеспечивают в требуемых объемах ритмичное финансирование производственного процесса по изготовлению грузовых и пилотируемых кораблей "Прогресс" и "Союз ТМ" для дальнейшего продолжения программы комплекса "Мир". Поэтому сегодня судьба этого уникального инженерного космического сооружения XX века, ставшего первой в мире международной научной лабораторией на околоземной орбите и проработавшего на околоземной орбите почти 15 лет, находится в зависимости от решения, которое примет Правительство России.




          Для любителей статистики и истории.

          Стыковка "Прогресс М1-4" с орбитальным комплексом "Мир" - это 69-я стыковка космического грузовика с комплексом. А вот какие корабли и когда стыковались с "Миром" (приведены только операции с грузовыми транспортными кораблями, без учета стыковок с российскими и американскими пилотируемыми кораблями, с модулями "Квант", "Квант-2", "Спектр", "Кристалл", "Природа" и кораблем "Союз ТМ-1"):
             
  1. "Прогресс-25" - 21 марта 1986 года в 11:16:02 UTC          
  2. "Прогресс-26" - 26 апреля 1986 года в 21:26:06 UTC          
  3. "Прогресс-27" - 18 января 1987 года в 07:26:50 UTC          
  4. "Прогресс-28" - 5 марта 1987 года в 12:42:36 UTC          
  5. "Прогресс-29" - 23 апреля 1987 года в 17:04:51 UTC          
  6. "Прогресс-30" - 21 мая 1987 года в 05:50:38 UTC          
  7. "Прогресс-31" - 5 августа 1987 года в 22:27:35 UTC          
  8. "Прогресс-32" - 26 сентября 1987 года в 01:08:15 UTC          
  9. "Прогресс-32" (повторно) - 10 ноября 1987 года в 05:47:25 UTC          
  10. "Прогресс-33" - 23 ноября 1987 года в 01:39:13 UTC          
  11. "Прогресс-34" - 23 января 1988 года в 00:09:09 UTC          
  12. "Прогресс-35" - 25 марта 1988 года в 22:21:35 UTC          
  13. "Прогресс-36" - 15 мая 1988 года в 02:13:26 UTC          
  14. "Прогресс-37" - 20 июля 1988 года в 22:33:40 UTC          
  15. "Прогресс-38" - 12 сентября 1988 года в 01:22:28 UTC          
  16. "Прогресс-39" - 27 декабря 1988 года в 05:35:10 UTC          
  17. "Прогресс-40" - 12 февраля 1989 года в 10:29:38 UTC          
  18. "Прогресс-41" - 18 марта 1989 года в 20:50:46 UTC          
  19. "Прогресс М-1" - 25 августа 1989 года в 05:19:02 UTC          
  20. "Прогресс М-2" - 22 декабря 1989 года в 05:41:21 UTC          
  21. "Прогресс М-3" - 3 марта 1990 года в 01:04:32 UTC          
  22. "Прогресс-42" - 7 мая 1990 года в 22:45:03 UTC          
  23. "Прогресс М-4" - 17 августа 1990 года в 05:26:13 UTC          
  24. "Прогресс М-5" - 29 сентября 1990 года в 12:26:50 UTC          
  25. "Прогресс М-6" - 16 января 1991 года в 16:35:25 UTC          
  26. "Прогресс М-7" - 28 марта 1991 года в 12:02:28 UTC          
  27. "Прогресс М-8" - 1 июня 1991 года в 09:44:37 UTC          
  28. "Прогресс М-9" - 23 августа 1991 года в 00:54:17 UTC          
  29. "Прогресс М-10" - 21 октября 1991 года в 03:40:50 UTC          
  30. "Прогресс М-11" - 27 января 1992 года в 09:30:43 UTC          
  31. "Прогресс М-12" - 21 апреля 1992 года в 23:21:59 UTC          
  32. "Прогресс М-13" - 4 июля 1992 года в 16:55:13 UTC          
  33. "Прогресс М-14" - 18 августа 1992 года в 00:20:48 UTC          
  34. "Прогресс М-15" - 29 октября 1992 года в 19:05:51 UTC          
  35. "Прогресс М-16" - 23 февраля 1993 года в 20:17:57 UTC          
  36. "Прогресс М-16" (повторно) - 26 марта 1993 года в 07:06:03 UTC          
  37. "Прогресс М-17" - 1 апреля 1993 года в 05:16:18 UTC          
  38. "Прогресс М-18" - 24 мая 1993 года в 08:24:44 UTC          
  39. "Прогресс М-19" - 13 августа 1993 года в 00:00:06 UTC          
  40. "Прогресс М-20" - 13 октября 1993 года в 23:24:46 UTC          
  41. "Прогресс М-21" - 30 января 1994 года в 03:56:13 UTC          
  42. "Прогресс М-22" - 24 марта 1994 года в 06:39:37 UTC          
  43. "Прогресс М-23" - 24 мая 1994 года в 06:18:35 UTC          
  44. "Прогресс М-24" - 2 сентября 1994 года в 13:30:28 UTC          
  45. "Прогресс М-25" - 13 ноября 1994 года в 09:04:29 UTC          
  46. "Прогресс М-26" - 17 февраля 1995 года в 18:21:34 UTC          
  47. "Прогресс М-27" - 11 апреля 1995 года в 21:00:44 UTC          
  48. "Прогресс М-28" - 22 июля 1995 года в 05:39:37 UTC          
  49. "Прогресс М-29" - 10 октября 1995 года в 20:32:40 UTC          
  50. "Прогресс М-30" - 20 декабря 1995 года в 16:10:15 UTC          
  51. "Прогресс М-31" - 7 мая 1996 года в 08:54:19 UTC          
  52. "Прогресс М-32" - 2 августа 1996 года в 22:03:40 UTC          
  53. "Прогресс М-32" (повторно) - 3 сентября 1996 года в 09:35:00 UTC          
  54. "Прогресс М-33" - 22 ноября 1996 года в 01:01:30 UTC          
  55. "Прогресс М-34" - 8 апреля 1997 года в 17:30:03 UTC          
  56. "Прогресс М-35" - 7 июля 1997 года в 05:59:24 UTC          
  57. "Прогресс М-35" (повторно) - 18 августа 1997 года в 12:52:48 UTC          
  58. "Прогресс М-36" - 8 октября 1997 года в 17:07:09 UTC          
  59. "Прогресс М-37" - 22 декабря 1997 года в 10:22:20 UTC          
  60. "Прогресс М-37" (повторно) - 23 февраля 1998 года в 09:42:28 UTC          
  61. "Прогресс М-38" - 17 марта 1998 года в 00:31:17 UTC          
  62. "Прогресс М-39" - 16 мая 1998 года в 23:50:33 UTC          
  63. "Прогресс М-39" (повторно) - 1 сентября 1998 года в 05:34:40 UTC          
  64. "Прогресс М-40" - 27 октября 1998 года в 05:34:41 UTC          
  65. "Прогресс М-41" - 4 апреля 1999 года в 12:46:50 UTC          
  66. "Прогресс М-42" - 18 июля 1999 года в 17:53:21 UTC          
  67. "Прогресс М1-1" - 3 февраля 2000 года в 08:02:28 UTC          
  68. "Прогресс М1-2" - 27 апреля 2000 года в 21:28:47 UTC          
  69. "Прогресс М-43" - 20 октября 2000 года в 21:16:00 UTC



ПО ПОВОДУ ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ РОСАВИАКОСМОСА.

          Состоявшееся 19 октября заседание коллегии Российского авиационно-космического агентства (Росавиакосмос), несмотря на ожидания, так и не дало ответы на вопросы о будущем орбитального комплекса "Мир". Участники лишь обменялись мнениями, но даже не попытались принять каких-либо решений. Похоже на то, что это произошло не из-за того, что не нашлось весомых аргументов в пользу того или иного решения, а потому, что в Росавиакосмосе уже "Мир" списали со счетов, но боятся принять однозначное решение, опасаясь негативной реакции со стороны руководителей предприятий ракетно-космического комплекса, за счет которых чиновники и живут. В пользу такого предположения говорит компания, развернутая в средствах массовой информации пресс-службой Росавиакосмоса. Вот что, например, пресс-секретарь агентства Сергей Горбунов сказал о возможном полете на станцию "Мир" первого космического туриста Денниса Тито (Dennis Tito), выступая на пресс-конференции после заседания коллегии: "Обучение Денниса Тито в Звездном городке остается загадкой. Не было никаких официальных обращений в Росавиакосмос относительно начала подготовки Тито как кандидата на полет. Проблемы Тито для Росавиакосмоса не существует вообще. Только два космонавта полетят к "Миру", но только в том случае, если возникнет критическая ситуация. Если все будет идти нормально, то они полетят к Международной космической станции. Это позволит сэкономить одну ракету-носитель и один корабль типа "Союз ТМ". Как отреагировал на это заявление сам Тито неизвестно. А вот представитель компании MirCorp Джеф Леноровитц (Jeff Lenorovitz) был поражен высказыванием Горбунова. Он сказал, что Тито имеет официальное заключение медицинской комиссии о допуске к тренировкам. "Высказывание Горбунова показывает ту пропасть, которая существует между MirCorp и Росавиакосмосом", - заявил Леноровитц. Пока Росавиакосмос мается в раздумьях, правительство России для себя уже все решило: "Денег на полет "Мир" в бюджете не предусмотрено и ее надо топить в океане" (Илья Клебанов). В принципе, все понятно. О том, что денег не будет, было ясно еще год назад. И даже когда появилась компания MirCorp только наивный мог предположить, что уж теперь-то на российскую космонавтику прольется денежный дождь. За без малого год осадки не зарегистрированы и по всей вероятности их уже не будет. Как бы не было жаль, но "с гордостью отечественной космонавтики" придется расстаться. И окончательное решение надо принимать, не затягивая этот процесс. Чем дальше откладывается решение этой проблемы, тем хуже для отечественной космонавтики.





ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ РЕШИЛО "МИР" ЗАТОПИТЬ.

          Правительство России намерено затопить космическую станцию "Мир" в конце февраля 2001 года. Об этом сообщил 23 октября вице-премьер России Илья Клебанов. Официальное заявление правительства о решении затопить станцию должно последовать в ближайшее время. В настоящее время ведутся подготовительные работы к этой операции - 22 октября со станцией успешно состыковался грузовой корабль "Прогресс", который снабдит "Мир" топливом для поднятия станции на нужную высоту. В дальнейшем к "Миру" будет отправлен еще один "Прогресс", который должен будет завезти топливо для проведения самой операции по спуску станции с орбиты. По данным конструкторов, на ликвидацию космической станции "Мир" потребуется около 600 млн рублей. Однако, в случае изыскания внебюджетных средств для поддержания жизнедеятельности станции "Мир" "ситуация может развиваться и по иному сценарию". Об этом также заявил журналистам вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов.

          Президент MirCorp. Джеффри Мэнбер (Jeffrey Manber) надеется на то, что вопрос о судьбе станции "Мир" будет рассматривать лично президент России Владимир Путин. В интервью агентству "Интерфакс" он сообщил, что от имени MirCorp., занимающейся поиском инвестиций для поддержания орбитального комплекса "Мир", он направил президенту России официальное письмо с просьбой о встрече, на которой хотел бы просить Путина лично рассмотреть вопрос о судьбе станции. По словам Мэнбера, на этой встрече он хочет изложить президенту России основные доводы в пользу сохранения "Мира" и подробно проинформировать о тех источниках, из которых MirCorp. собирается в ближайшее время добыть средства на полет станции. В настоящее время Мэнбер проводит консультации с представителями правительства России, на которых пытается убедить российскую сторону в преждевременности и невыгодности сведения с орбиты станции "Мир". По его данным, окончательное решение о судьбе станции будет принято в течение ближайших 10-14 дней. Заявление вице-премьера правительства России Ильи Клебанова о том, что станция "Мир" будет сведена с орбиты в конце февраля 2001 года, не является, по его мнению, новым и не может восприниматься как окончательное. Кроме того, Клебанов добавил к данному заявлению, что, если будут изысканы внебюджетные средства, ситуация будет развиваться иначе. Президент MirCorp. уверен, что уже в начале декабря компании удастся собрать 10 миллионов долларов. В 2001 году сумма найденных инвестиций в "Мир" даже без учета продажи акций компании на мировых биржах составит, по его расчетам, от 70 до 100 миллионов долларов. "Единственное, чего мы сейчас хотим, - это чтобы правительство России дало нам время собрать необходимые деньги", - сказал Мэнбер.




ВНОВЬ О СУДЬБЕ КОМПЛЕКСА "МИР".

          Если правительство России примет решение затопить орбитальный комплекс "Мир" в феврале следующего года, то первый космический "турист" американец Деннис Тито (Dennis Tito), полет которого в космос гарантировала компания MirCorp, отправится на борту корабля "Союз ТМ" на Междуннародную космическую станцию. Об этом сообщил 25 октября начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина Петр Ильич Климук.

          Пресс-секретарь Генерального директора Российского авиационно-космического агентства Сергей Горубунов сообщил 25 октября, что в ближайшие две недели российское правительство примет решение о судьбе орбитального комплекса "Мир". Пресс-секретарь отметил, что доклад специалистов ракетно-космической отрасли о положении дел с "Мииром" передан в правительство. Горбунов также отметил, что президент компании MirCorp Джеффри Манбер (Jeffrey Manber) вряд ли сможет встретиться с президентом России Владимиром Путиным. Он также сказал, что все появившиеся сообщения о состоявшейся встрече Манбера с вице-премьером российского правительства Ильей Клебановым не соответствуют действиетльности. "Такой встречи не было и не планируется", - заявил Горбунов.




ПОДНЯТА ОРБИТА "МИРА".

          24 октября с помощью двигателей грузового транспортного корабля "Прогресс М-43" на 15 км поднята высота орбиты комплекса "Мир". Данная операция позволит обеспечить безопасный полет комплекса, по крайней мере, до февраля 2001 года. К этому сроку нужно будет принять окончательное решение либо о продолжении полета, и тогда потребуется новый подъем орбиты, либо о сведении комплекса с орбиты и затоплении его в Тихом океане.




ОПАСНЫХ АСТЕРОИДОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СЧИТАЮТ СЕЙЧАС.

          Девять небольших астероидов приблизились к Земле в период после 1991 года. Текущие прогнозы числа потенциально опасных небесных тел говорят о том, что только 20 % из них известны астрономам. Согласно последних оценок общее их число от 750 до 900. Но сотрудник Массачусеттского технологического института Скотт Стюарт (Scott Stuart) утверждает, что это количество должно быть пересмотрено в сторону увеличения. Свое сообщение на эту тему Стюарт сделал на ежегодной встрече членов Американского астрономического общества, проходящей в Пасадене (шт. Калифорния, США). По его мнению более 1100 астероидов угрожают Земле. Это число совпадает со сделанными в свое время оценками Юджина Шумейкера (Eugene Shoemaker), который основывался на анализе числа кратеров на поверхности Луны. Мнение Стюарта совпадает с рядом других оценок, в частности английских астрономов, которые также считают, что опасность для нашей планеты существенно занижена. Все астероиды, о которых идет речь, имеют незначительные размеры и их довольно трудно обнаружить, что и не позволяет в настоящее время сделать точных оценок их числа.




УРАГАНЫ НА ЮПИТЕРЕ.

          Используя камеры орбитального телескопа “Hubble” ученые впервые зафиксировали в атмосфере Юпитера процесс слияния двух мощных циклонов и возникновение еще большего атмосферного образования. Каждый из слившихся циклонов имел размеры в половину диаметра земного шара. Наблюдаемое явление, возможно, поможет понять суть процессов, происходящих в атмосфере Юпитера и приводящих к образованию гигантских возмущений, которые могут существовать сотни лет. Знаменитое Большое Красное Пятно, по мнению исследователей, также является результатом слияния нескольких мощных циклонов. Это завихрение наблюдается с Земли уже в течение 300 лет. Еще одно образование в атмосфере Юпитера, известное как Белый Овал, образовалось около 60 лет назад. В последующие десятилетия ученые неоднократно фиксировали более незначительные циклоны, но никогда не наблюдали их слияния. Обычно два вихря сталкивались друг с другом и отскакивали словно мячики. Начало процесса слияния двух циклонов было зафиксировано в марте нынешнего года и продолжалось около трех недель. Специалисты надеются получить более детальную информацию об уникальном природном явлении в декабре нынешнего года, когда мимо Юпитера пролетит американский межпланетный зонд “Cassini”.

          Фото NASA.




ПЛУТОН: ПЛАНЕТА ИЛИ АСТЕРОИД ?

          Астрономы смогли обнаружить на окраинах Солнечной системы небесное тело, которое из-за своих малых размеров не может быть ни планетой, ни спутником планеты, но облетает наше светило практически по той же орбите и за тоже время, что и Плутон. Объект, обозначенный пока как 2000 EB173, был обнаружен в марте нынешнего года при наблюдениях с помощью 1-метрового телескопа обсерватории CIDA в Венесуэле. Размер объекта оценен в 300-700 км и он присоединился к клубу из более чем 300 других транснептуновых небесных тел. Как заявил возглавлявший исследования сотрудник Вэйлского университета Чарльз Балтей (Charles Baltay), это самое большое и самое яркое тело за орбитой Нептуна, которое пока удалось обнаружить. Балтей и его коллеги намерены сообщить о сделанном открытии в журнале “Astronomical Journal Letters”. По мнению первооткрывателей, 2000 EB173 обращается вокруг Солнца с момента возникновения Солнечной системы. Сделанное открытие вновь возвращает астрономов к вопросу: можно ли Плутон отнести к классу планет или он является частью пояса Койпера. Но получить ответ, я думаю, удастся еще не скоро.




ГЛАВНЫЙ ЭКСПОНАТ - "ВОСТОК-3КА".

          24 октября в Вашингтоне (США) начал свою работу Международный космический симпозиум (International Space Symposium), организованный компанией Space.com и Космическим фондом (Space Foundation). На форуме будут рассмотрены различные акспекты коммерческого использования достижений космонавтики. Работа симпозиума продлится два дня. Самым главным событием в рамках проходящего мероприятия его участники считают демонстрацию во Всемирном Торговом центре имени Рейгана (Reagan International Trade Center) спускаемого аппарата корабля “Восток” (3КА-2), на котором 23 марта 1961 года в рамках подготовки к первому полету человека в космос совершили полет собака Звездочка и габаритно-весовой макет космонавта, известный как “Иван Иванович”.




ДВИГАТЕЛИ СОЕДИНЕНЫ В ТАНДЕМ.

          В Космическом центре имени Стенниса (NASA Stennis Space Center) завершен монтаж двух двигателей XRS-2200, которые в будущем предполагается использовать на прототипе корабля многоразового использования следующего поколения “Х-33”. Двигатели соединены по тандемной схеме (как это будет сделано на летном экземпляре аппарата) и их огневые испытания начнутся позже в этом году. Должно состояться, по крайней мере, девять испытаний, после чего двигатели будут установлены на прототипе. На 2003 год запланирован суборбитальный полет “Х-33”.




А ЗАПУСКАТЬ БЫЛО НЕЧЕГО.

          На 25 октября был запланирован коммерческий запуск с космодрома Плесецк ракеты-носителя "Космос-3М" с американским спутником для дистанционного зондирования земной поверхности "QuickBird-1". Российская ракета к старту готова и российская сторона не отказывается от своих обязательств. Однако пуск отложен. Причиной стала непоставка самого космического аппарата на космодром. О новых сроках запуска ничего не сообщается.




40 ЛЕТ СО ДНЯ БАЙКОНУРСКОЙ ТРАГЕДИИ.

          24 октября исполняется ровно 40 лет со дня катастрофы на космодроме Байконур, унесшей жизни 126 человек. Среди погибших были первый главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения СССР Митрофан Неделин, многие специалисты, военнослужащие. Многие годы трагедия являлась для всех нас тайной за семью печатеями. Сейчас покров тайны снят, но еще многие детали происшедшего остаются неизвестными массовому читателю. Некоторые подробности событий 24 октября 1960 года можно найти на странице Байконурская трагедия.




СТО ДНЕЙ "GALILEO" БУДЕТ ИЗУЧАТЬ МАГНИТОСФЕРУ ЮПИТЕРА.

          23 октября опубликован очередной пресс-релиз о полете американского межпланетного зонда “Galileo”, вращающегося по орбите вокруг Юпитера. На предстоящей неделе будет продолжена передача на Землю научных данных, собранных во время пролета близ Ганимеда в мае нынешнего года. Передача информации затем будет прервана, чтобы провести 100-дневные исследования магнитосферы Юпитера. Данные исследования являются частью программы совместных работ межпланетных зондов “Galileo” и “Cassini”. Среди данных, которые должны поступить на Землю, шесть снимков, полученных с помощью инфракрасных камер. В течение ближайших семи дней запланировано проведение некоторых регламентных работ на борту аппарата: 26 октября (четверг) пройден контроль функционирования бортового магнитофона, а 27 октября (пятница) будет проведена небольшая коррекция орбиты станции. На 28 октября (суббота) запланировано проведение стандартных проверок двигательной установки. Также на четверг запланирована проверка работы ультрафиолетового спектрометра. В течение нескольких месяцев спектрометр был отключен из-за повреждений в электронике, полученных в результате мощного радиационного воздействия от Юпитера. Инженеры надеются, что хотя бы частично, но работа спектрометра будет восстановлена.




СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ДАЛЬНЕЙШИХ ИСПЫТАНИЙ.

          Как срообщили представители Государственного департамента США, 24 октября на встрече в Пхеньяне Ким Чен Ира с государственным секретарем США Мадлен Олбрайт северокорейский лидер пообещал, что его страна в ближайшее время воздержится от дальнейших испытаний ракет дальнего радиуса действия. Как добавила сама Олбрайт, в ее личном разговоре с корейским лидером он также подтвердил свое обещание. Она отметила, что Ким Чен Ир сделал лишь “шуточное” исключение для тех ракет, которые в понедельник запускались по случаю торжественного парада в Пхеньяне.

          Фото Associated Press.




ИЗБРАН НОВЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НАУЧНЫХ ПРОГРАММ ESA.

          На состоявшейся в Париже 19-20 октября нынешнего года 147-й встрече Совета Европейского космического агентства (European Space Agency, ESA) единогласно избран новый руководитель научных программ агентства. В ближайшие четыре года научными программами ESA будет руководить профессор Давид Саутвуд (Prof. David Southwood) из Великобритании. 1 мая 2001 года он сменит на этом посту профессора Роже-Мориса Боне (Prof. Roger-Maurice Bonnet) из Франции.

          Профессор Саутвуд родился 30 июня 1945 года. Он получил степень бакалавра по математике в лондонском Императорском колледже (Imperial College) и там же, позже, защитил докторскую диссертацию по физике. Вся его научная работа прошла в стенах Императорского колледжа, кроме двух временных периодов, когда он работал в Калифорнийском университете (Лос-Анжелесе). В настоящее время Саутвуд является проректором Императорского колледжа по внешним связям. С 1997 года он также сотрудничает с ESA. Активно участвовал в подготовке экспериментов на межпланетном зонде "Cassini".




"PICOSAT" ВЫВЕДЕТ НА ОРБИТУ "ATHENA-1".

          ВВС США приняли решение запустить свой микроспутник “Picosat” (P97-1) в качестве сопутствующего груза на ракете-носителе “Athena-1”, а не на РН “Minotaur”, как это планировалось ранее. 67-килограммовый КА изготовлен британской компанией Sureu Satellite Technology Ltd. на основе платформы MB-70 “Uosat”. “Athena-1” должна стартовать в сентябре 2001 года с космодрома на острове Кодак (шт. Аляска, США) и нести спутник NASA “Starshine-3”.




BEAL AEROSPACE ПРЕКРАЩАЕТ РАБОТЫ НАД НОСИТЕЛЕМ.

          Американская компания Beal Aerospace объявила, что с сегодняшнего дня прекращает работы по созданию ракеты-носителя "ВА-2С". Как заявил основатель и владелец компании Эндрю Бел (Andrew Beal), это решение принято из-за того, что NASA финансирует разработку конкурирующих систем запуска, которые препятствуют появлению на коммерческом рынке носителей частных компаний.

          Рисунок Beal Aerospace.




ЕЩЕ ОДИН АСТЕРОИД ОБРЕЛ СОБСТВЕННОЕ ИМЯ.

          Еще один астероид обрел собственное имя. Рабочая группа Международного астрономического союза (International Astronomical Union) согласилась с предложением о присвоении малой планете 14969 имени Cather в честь американской писательницы и журналистки Виллы Катер (Willa Cather). Астероид был открыт в 1997 году астрономом-любителем Робертом Лайндерхолмом (Robert Linderholm).




NASA ВЫБИРАЕТ.

          NASA произвело предварительный отбор проектов, которые должны финансироваться из Программы поддержки новых технологий (Cross-Enterprise Technology Development Program). Объем средств, которые предполагается выделить на эти цели, около 120 миллионов долларов. Было подано около 1200 заявок, а для дальнейшего рассмотрения принято 111 предложений, из которых в ближайшие годы будут выбраны наиболее перспективные. 49 % из отобранного - это работы университетов. Производя свой выбор, американское космическое агентство наибольшее внимание уделило работам по созданию новых датчиков, которые смогут производить измерения в экстремальных условиях; на автоматизацию функций космических аппаратов, совершающих дальние перелеты; на производство новых материалов; на миниатюризацию технических устройств; на работы, которые позволят сделать космические аппараты легче, долговечнее и дешевле. Полный перечень отобранных проектов приведен на сайте http://www.aerospace.nasa.gov/programs/xenterprise.




ВОЗРАСТ - 250 МИЛЛИОНОВ ЛЕТ.

          Биологи Уэст-Честерского университета (шт. Пенсильвания, США) смогли оживить бактерию, которая четверть миллиарда лет "дремала" в кристалле соли глубоко под землей. Пришелицу нашли при строительстве ядерного могильника на глубине 609 метров в юго-восточной части штата Нью-Мексика. В одном из кристаллов соли была обнаружена капля воды, в которой и находилаь бактерия. Со всевозможными мерами предосторожности ее поместили в изолированную от внешнего мира лабораторию (кто знает, как поведет себя этот древний росток жизни) и начали изучение ее генетического состава. До сих пор наиболее древним живым организмом считались споры грибка, обнаруженные в пчеле в кусочке янтаря. То, что удалось сделать американским специалистам, возможно, в будущем придется делать при исследовании других планет. Если на поверхности Марса или в океанах Европы будут обнаружены следы былой жизни, то методика оживления "спящих" бактерий или спор очень даже пригодится.

          Фото Associated Press.




ОБЛАКА НА ТИТАНЕ.

          Новые наблюдения Титана, проведенные в инфракраной области спектра, позволили обнаружить на этом спутнике Сатурна облака метана, формирование и рассеивание которых происходит в верхней части атмосферы небеного тела. Облака просуществовали в течение двух часов, а потом исчезли, вероятно, выпав метановым дождем на поверхность. Астрономы предполагают, что атмосфера Титана в чем-то схожа с земной. Также в небе плывут облака, также идут дожди. Вполне возможно, что существуют и моря на поверхности. Но все это предстоит выяснить не ранее 2004 года, когда на орбиту вокруг Сатурна выйдет американская автоматическая станция "Cassini", а европейский зонд "Huygens" совершит погружение в атмосферу Титана. Титан - единственный объект в Солнечной системе, атмосфера которого по толщине и химическому состау сравнима с земной. Так же как и на Земле, в атмосфере Титана в основном содержится азот. Правда, там очень холодно - минус 180 по Цельсию.

          Рисунок ESA.




НОВОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО КОСМИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА.

          Во время заседания Совета Европейского космического агентства (European Space Agency, ESA) принято решение об увеличении вклада Италии в программы, реализуемые под эгидой ESA. В частности, будет учтено увеличение доли Италии в программу модернизации ракеты-носителя "Ariane-5" и в работы по моддернизации инфраструктуры космодрома Куру во Французской Гвиане. В обмен на это Италия при небольшом вкладе других государрств, но от имени ESA, будет проводить работы по созданию небольшого космического носителя "Vega". Стоимость программы "Vega" оценивается в 280 миллионов долларов. Италия внесет приблизительно 3/4. Вклад других государств: Бельгия и Испания - по 5-8 %, Нидерланды - 3-5 %, Швейцария - 2 %, Франция - 1,5 %, Швеция - 1 %.

          Совет Европейского космического агентства (European Space Agency, ESA) одобрил планы финансирования запуска космического аппарата "Artemis" за счет коммерческих кредитов, возврат которых будет производиться за счет доходов от эксплуатации спутника. Экспериментальный спутник связи "Artemis" разрабатывается ESA и первоначально должен был стартовать еще в 1995 году на борту ракеты-носителя "Ariane-5". Задержка с созданием этого носителя заставила ESA переместить его на японский носитель "Н-2А" со сроком запуска в 2000 году. Однако, и в случае с "Н-2А" наблюдались многочисленные проблемы, что, в конце концов, привело к отказу и от этого носителя. В настоящее время новая ракета-носитель для "Artemis" пока не выбрана. Также пока нет точной даты в сроках его запуска.




ПРЕЗИДЕНТЫ ДОГОВОРИЛИСЬ.

          Президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) и председатель Китая Джанг Земин (Jiang Zemin) согласились, что предстоящая продажа Францией спутника Тайваню не будет "составлять проблему между двумя странами". Вопрос с продажей Тайваню спутника "Rocsat-2" был обсужден 21 октября на встрече двух президентов в ходе визита Ширака в Китай. Поставка спутника стоимостью 70 миллионов долларов должна быть осуществлена с завода французской компании Aerospatiale Matra в конце 2003 года.




ПУТИН ПОЗДРАВИЛ АКАДЕМИКА ГАЛЕЕВА.

          19 октября президент России Владимир Путин поздравил с 60-летием Альберта Абубакировича Галеева, академика РАН, директора Института космических исследований РАН, лауреата Ленинской премии.

          В поздравлении, в частности, говорится: "Яркий талант и творческая энергия позволили Вам добиться уникальных научных результатов в области астрофизики и физики плазмы. Благодаря Вашим усилиям создан весомый задел в тех направлениях, которые во многом определят развитие мировой науки в новом веке. Сегодня Вы успешно координируете разработку теоретических основ отечественных космических исследований, руководите несколькими перспективными проектами по изучению Вселенной".





ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ КОСМИЧЕСКОЙ ЛЕТОПИСИ.




         28 октября

          60 лет назад (1940) в городе Мытищи Московской области родился российский космонавт Геннадий Михайлович Стрекалов. После окончания в 1965 году Московского высшего технического училища имени Баумана пришел на работу в ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия"). В 1973 году зачислен в отряд космонавтов. Прошел полный курс подготовки к полетам на пилотируемых кораблях и орбитальных станциях. Неоднократно входил в состав дублирующих экипажей. Шесть раз включался в состав основных экипажей кораблей: совершил пять космических полетов, а шестой старт закончился аварией ракеты-носителя (27 сентября 1983 года). За 5 полетов налетал 268 дней 22 часа 29 минут 42 секунды. В настоящее время продолжает работать в РКК "Энергия".




         30 октября

          15 лет назад (1985) состоялся запуск космического корабля "Challenger" (16230 / 1985 104А) по программе STS 61-А. КК пилотировал экипаж в составе: Хенри Уоррен Хартсфилд (Henry Warren Hartsfield, Jr.), командир, США (3-й полет в космос); Стивен Рей Нэйджил (Steven Ray Nagel), пилот, США (3-й полет в космос); Джеймс Фредерик Бьючли (James Frederick Buchli), специалист полета-1, США (2-й полет в космос); Гийон Стюарт Блуфорд (Guion Stewart Bluford, Jr.), специалист полета-2, США (2-й полет в космос); Бонни Джин Данбар (Bonnie Jean Dunbar), специалист полета-3, США (1-й полет в космос); Райнхард Альфред Фуррер (Reinhard Alfred Furrer), экспериментатор-1, ФРГ (1-й полет в космос); Эрнст Вилли Мессершмидт (Ernst Willi Messerschmid), экспериментатор-2, ФРГ (1-й полет в космос); Вуббо Йоханнес Окелс (Wubbo Johannes Ockels), экспериментатор-3, Нидерданды (1-й полет в космос). Это единственный полет, когда на борту корабля во время старта находились восемь космонавтов. Корабль был зафрахтован ФРГ для проведения экспериментов в области космической медицины и биологии, космической технологии, навигации и других в орбитальной лаборатории "Spacelab D-1". Во время полета на орбиту был выведен спутник "GLOMR" (первая попытка вывода этого ИСЗ на орбиту при полете STS 51-B не удалась). Корабль возвратился на Землю 6 ноября 1985 года. Продолжительность полета составила 7 дней 44 минуты 51 секунда.




         31 октября

          70 лет назад (1930) в Риме (Италия) родился американский космонавт Майкл Коллинз (Michael Collins). В отряде космонавтов NASA с 1963 года. Совершил два космических полета: на КК "Gemini-10" и КК "Apollo-11". Во время первой лунной экспедиции оставался в командном модуле корабля, пока Нейл Армстронг (Neil Armstrong) и Эдвин Олдрин (Edwin Aldrin) находились на поверхности Луны. За два рейса налетал 11 дней 2 часа 5 минут 14 секунд.




ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ РАКЕТ- НОСИТЕЛЕЙ И МБР.




         28 октября

          С площадки ELA-2 Гайанского космического центра (Guiana Space Center) запланирован пуск ракеты-носителя "Ariane-4.44LP" (V133), которая должна вывести на околоземную орбиту европейский спутник связи "Europa*Star FM1".




         31 октября

          С 5-го Государственного испытательного космодрома “Байконур” запланирован пуск ракеты-носителя "Союз-У", которая должна вывести на околоземную орбиту пилотируемый космический корабль "Союз ТМ-31" с первым экипажем Международной космической станции в составе Уильяма Шеперда (William Sheperd), Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева.




         5 ноября

          С 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" запланирован пуск ракеты-носителя "Протон-К" с разгонным блоком "Бриз-М", которая должна вывести на орбиту спутник связи "Экран-М".




         9 ноября

          Со Станции ВВС США "Мыс Канаверал" (Cape Canaveral Air Force Station) запланирован пуск ракеты-носителя "Delta-2 (7925)", которая должна вывести на околоземную орбиту навигационный спутник "GPS 2R-6".




         14 ноября

          С 5-го Государственного испытательного космодрома “Байконур” запланирован пуск ракеты-носителя "Союз-У", которая должна вывести на околоземную орбиту грузовой транспортный корабль "Прогресс М1-4".




         14 ноября

          С площадки ELA-3 Гайанского космического центра (Guiana Space Center) запланирован пуск ракеты-носителя "Ariane-5G" (V135/L507), которая должна вывести на околоземную орбиту американский спутник связи "PAS-1R".




         16 ноября

          С 1-го Государственного испытательного космодрома “Плесецк” запланирован пуск ракеты-носителя "Циклон-3, которая должна вывести на околоземную орбиту военный спутник "Космос-2377".




Мировые и российские новости
космонавтики

Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2012. Энциклопедия "Космонавтика". Последние космические новости.
Последнее обновление 31.12.2012.