1881, 8 ноября - в Париже в семье текстильного фабриканта родился сын, названный Робером. У мальчика очень рано проявились способности к технике. Он самостоятельно мастерил разные хитроумные устройства для покупаемых ему родителями игрушек. В семнадцатилетнем возрасте юноша оборудовал домашнюю физико-химическую лабораторию приборами собственного изготовления и занялся проблемой беспроволочного телеграфа.
1898 - Робер заканчивает лицей Janson de Sailly и продолжает учебу в Сорбонне.
1901 начало инженерной деятельности. Оно совпало с переломным моментом в развитии воздухоплавания, когда все более очевидной становилась возможность "динамического воздухоплавания", то есть полетов аппаратов тяжелее воздуха (полеты газонаполненных аппаратов легче воздуха именовались "естественным" или "статическим воздухоплаванием").
Молодой, весьма состоятельный и талантливый инженер проектирует монопланы РЭП (по своим инициалам) разных типов и легкие двигатели для них.
Обстановка как во Франции, так и в США мало способствовала работе над аэропланами. Еще свежи были в памяти неудачи Лэнгли и Адера, получивших на первых порах государственные субсидии и доставивших в результате официальным кругам одни огорчения. Даже в 1909 году, после успешных полетов братьев Райт, Сантос-Дюмона, Блерио, Фармана и других, в печати Франции продолжалась дискуссия - аэропланы или дирижабли ?
Эсно-Пельтри приступает к разработке реактивной турбины. Позже идеи реактивного движения приведут его к совсем иной области деятельности.1902 - Робер Эсно-Пельтри получает ученую степень по специальности: общая биология, общая физика, общая химия.
1903 - Робер Эсно-Пельтри приступает к непосредственной разработке конструкции аэроплана. Не добившись устойчивого полета "райтовского" варианта, Эсно-Пельтри вновь обращается к идее моноплана.
1907
1908
1909 - новая модель моноплана.
1910
1911 моноплан РЭП выставляется на Международной воздухоплавательной выставке в Москве. Несколько аппаратов куплены и используются в Гатчинской летной школе.
1912 Эсно-Пельтри посещает Петербург, где ведет переговоры относительно постройки в столице Российской империи завода для производства летательных аппаратов. Там же он читает лекцию о космическом полете, где рассматривает вопрос о соотношении начальной и конечной масс ракеты. Правда, он сделал вывод о возможности космического полета лишь при использовании атомной энергии. Циолковский и независимо от него Цандер пришли к другим выводам и оказались правы: космические полеты возможны и на известных уже тогда источниках энергии.
Как раз в это время в журнале "Вестник воздухоплавания" заканчивалась публикация 2-й части труда Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами" (1-я была опубликована еще в 1903 году).
Совпадение по времени этих событий породило впоследствии многочисленные споры о научном приоритете. Сам Эсно-Пельтри всячески старался подчеркнуть свое первенство, что временами носило слишком откровенный и даже вызывающий характер.
Правда, вряд ли французский инженер осуществил прямое заимствование идей Циолковского. По мнению многих очень авторитетных историков науки, за рубежом ничего не знали о работах Циолковского до 1923 года.
Как и большинство пионеров ракетной техники, Эсно-Пельтри связывал свое увлечение идеей полета в космос с романами Жюля Верна. По словам Эсно-Пельтри, мысль о непригодности способа, предложенного его знаменитым соотечественником (выстрел артиллерийского снаряда) и о необходимости применения ракеты пришла ему в голову не позднее 1908 года
1915 Эсно-Пельтри неожиданно меняет направление исследований и разрабатывает идею использования морских приливов для получения электрической энергии.
1920, январь выход в свет работы Роберта Годдарда по космонавтике. Письмо Эсно-Пельтри к нему.
1928 публикация работы Эсно-Пельтри "Исследование верхних слоев атмосферы при помощи ракеты и возможность межпланетных сообщений". Работа была разбита на пять глав и посвящена рассмотрению всего того круга основных вопросов, с которыми приходится сталкиваться и современному исследователю:
1928, 28 мая секретный доклад Эсно-Пельтри председателю комиссии по астронавтике при Французском астрономическом обществе генералу Феррье, в котором Эсно-Пельтри указывал на возможности военного применения ракетной техники и об интенсивных исследованиях в Германии в этой области. Надо сказать, что Эсно-Пельтри проходил в 1902 году военную службу в роте связи под командованием капитана Феррье, военная карьера которого шла затем очень успешно, и с тех пор поддерживал с ним дружеские отношения.
Эсно-Пельтри приводит математические выкладки о возможности уничтожения населения Парижа за несколько часов.
Серьезность вопроса доказывается самой историей. Cравнительно небольшие размеры территорий европейских стран порождают сближенность театров военных действий, фронта и тыловых областей.
Впервые прусские войска предпринимали артиллерийские бомбардировки Парижа еще во время франко - прусской войны в 1870 - 1871 годах. Парадокс истории - одним из рьяных сторонников обстрела французской столицы был великий немецкий ученый-историк, автор классических и непревзойденных трудов по истории Древнего Рима и римского права, и впоследствии нобелевский лауреат "номер два" по литературе Теодор Моммзен!..
Вторая попытка такого рода была предпринята во время первой мировой войны. После стабилизации линии франко-германского фронта на расстоянии 118 км от Парижа и отражении французскими летчиками налетов германской авиации, немцы, для нанесения артиллерийских ударов с такой дистанции, изготовили исполинскую пушку "Колоссаль", которая летом 1918 года выпустила по Парижу свыше трехсот снарядов.
Правда, существенного урона нанесено не было. Циклопические размеры этого орудия:
Другая знаменитая крупповская пушка - гигантская мортира "Большая Берта", использовавшаяся в Бельгии для обстрела крепостей и укреплений, зарекомендовала себя немногим лучше, хотя ее размеры были заметно меньше:
Таким образом, сама постановка вопроса была далеко не праздной. Доклад Эсно-Пельтри содержал подробное изложение исходных предпосылок, подробный вывод формул, сведения о методах расчетов и собственно числовые данные. Таким образом, это было серьезнейшее исследование, результаты которого можно было легко проверить.
В частности, Эсно-Пельтри сделал вывод о большей экономичности ракетных бомбардировок по сравнению с авиационными, что и было потом подтверждено опытом бомбардировок Англии германскими ракетами А-4 ("Фау-2") уже во время второй мировой войны.
В качестве единственной защитительной меры Эсно-Пельтри предлагал подготовку ответного ракетного удара по густонаселенной Рурской области и разработал конкретную конструкцию ракеты на жидкостном двигателе.
Генерал Феррье передал доклад в высшие инстанции, но, как это часто бывает, доклад интереса не вызвал и был возвращен автору.
1930 следующая работа Эсно-Пельтри: "Астронавтика"
1931, 9 октября взрыв в лаборатории во время испытаний ракетного двигателя. Равнодушное отношение правительственных кругов к докладу привело к тому, что Эсно-Пельтри не получил ожидаемых субсидий на продолжение работ. Он начал эксперименты сам, взяв в качестве окислителя тетранитрометан. Взрыв лишил его четырех пальцев на левой руке.
Правда, в итоге он получил-таки небольшую субсидию и ассистента - старшего лейтенанта Барре из управления артиллерии французской армии.
1935 доклад Обществу гражданских инженеров Франции. В нем были новые данные по баллистике полета и термодинамике процессов в камере сгорания.
1937 Эсно-Пельтри доводит ракетный двигатель до экспериментального образца и организует испытания в присутствии официальных экспертов. Двигатель, проработав 60 секунд, развил тягу 126 кг.
1939 в связи с началом Второй мировой войны Робер Эсно Пельтри прекращает экспериментальные работы и эмигрирует в Швейцарию.
1942 Робер Эсно-Пельтри поселяется в Женеве.
1948 публикация книги "Анализ размерностей"
1950 новая книга "Анализ размерностей и метрология"
За восемнадцать лет жизни в Швейцарии Эсно-Пельтри не ослабил научной деятельности. Будучи оторван от экспериментальной и инженерной работы, он устремляет свои силы в теоретическую область. В последних книгах французский ученый вводит и анализирует фундаментальные философские понятия: "Экзокосм", "Ноокосм", и "Фантакосм". Как ни странно, эти труды до сих пор не исследованы научной мыслью. Многие биографы Эсно-Пельтри их даже не упоминают.
Эсно-Пельтри дожил до запуска первого спутника в СССР. Несмотря на многие предыдущие разногласия с российской наукой по вопросам приоритета в космонавтике, он выразил огромное чувтво удовлетворения успехом русских.
В конце 50-х годов Эсно-Пельтри принимает решение вернуться во Францию. Но этому свершиться было уже не суждено. При переезде на родину, в поезде Женева-Ницца, за несколько минут до пересечения границы с Францией, 76-летний Робер Эсно-Пельтри скончался.
1957, 7 декабря смерть Эсно-Пельтри.
Монахов Сергей Сергеевич 1997