Циолковский Константин ЭдуардовичПланета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. |
1857, 17 (5 cентября) в семье польского дворянина, служившего по ведомству государственных имуществ, родился Константин Эдуардович Циолковский. Отец ученого - Эдуард Игнатьевич Циолковский. Мать ученого, Мария Ивановна Юмашева, была русской с примесью татарской крови. Русская земля и ее язык стали родными для будущего ученого. Его родители являли собой полную противоположность. Вот как писал много лет спустя сам Константин Эдуардович в автобиографических набросках "Черты моей жизни": "... среди знакомых отец слыл умным человеком и оратором. Среди чиновников - красным и нетерпимым по идеальной честности... Вид имел мрачный. Был страшный критикан и спорщик... Отличался сильным и тяжелым для окружающих характером... Придерживался польского общества и сочувствовал фактически бунтовщикам-полякам, которые у нас в доме всегда находили приют... Мать - веселая, жизнерадостная, хохотунья и насмешница..." Обычно с детьми занималась мать. Именно она научила Константина читать и писать, познакомила с началами арифметики.
1860 семья Циолковских переехала в Рязань. Отец, Эдуард Игнатьевич, был определен делопроизводителем Лесного от деления Рязанской палаты государственных имуществ.
1866 Константин Циолковский заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни он потерял слух. Наступило то, что впоследствии он назвал "самым грустным, самым темным временем моей жизни". Тугоухость лишила мальчика многих детских забав и впечатлений, привычных его здоровым сверстникам.
1868 переезд семьи Циолковских в Вятку. Новая должность отца - столоначальник Лесного отделения Вятской палаты государственных имуществ.
1869 поступление в гимназию. Большими успехами будущий ученый не блистал. Предметов было много, и полуглухому мальчику учиться было нелегко. А вот за шалости он неоднократно попадал в карцер.
1870 смерть матери - Марии Ивановны Циолковской (Юмашевой). Горе придавило осиротевшего мальчика. Гораздо острее ощущает он свою глухоту, делавшую его все более и более изолированным. Лишенный поддержки, мальчик учится все хуже и хуже... А затем наступает день, когда он вынужден поменять плохие отношения с гимназией на многолетнюю дружбу с книгами...
1871 отчисление из гимназии c характеристикой "... для поступления в техническое училище". Но именно в это время Константин Циолковский находит свое истинное призвание и место в жизни. Он занимается образованием самостоятельно. В отличие от гимназических учителей книги щедро оделяют его знаниями и никогда не делают ни малейших упреков. В это же время Константин Циолковский приобщается к техническому и научному творчеству. Он самостоятельно изготавливает астролябию (первое измеренное ей расстояние - до пожарной каланчи), домашний токарный станок, cамодвижущиеся коляски и локомотивы (бесценным материалом для них стали стальные пластины каркасов от пышных дамских юбок, полностью вышедших уже из моды, и продававшиеся поэтому за бесценок на рынке).
1873 переезд Циолковского в Москву для продолжения образования. Способности сына стали очевидны для Эдуарда Циолковского, и он решает послать мальчика в столицу. Константин сам находит себе квартиру (точный адрес, по которому проживал Циолковский, неизвестен) и, живя буквально на хлебе и воде (отец присылал десять-пятнадцать рублей в месяц), упорно занимается. Каждодневно с десяти утра и до трех-четырех дня пополудни трудолюбивый юноша штудирует науки в Чертковской библиотеке (ныне - Румянцевская). За первый год жизни в Москве пройдены физика и начала математики. На втором Константин преодолевает дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию.
1876
1878
1879 Константин Циолковский построил первую в мире центробежную машину (предшественницу современных центрифуг) и провел на ней опыты с разными животными. Вес рыжего таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыпленка - в 10, без малейшего для них вреда.
1880
1883 Циолковский строит и запускает монгольфьер над Боровcком.
1885 начало работы над рукописью "Теория аэростата"
1890 VII отдел Русского технического общества pассмотрел проект цельнометаллического дирижабля Циолковского. И хотя в денежной субсидии автору было отказано (на основании чисто технических трудностей осуществления, не до конца преодоленных в проекте), сама идея и теоретические расчеты были признаны верными
1891 публикация в трудах Общества любителей естествознания статьи Циолковского "Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость"
1892
1893
1894 публикация в журнале "Наука и жизнь" работы "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина".
Здесь состоялся грандиозный парадокс - Циолковский был увлечен в то время идеями построения воздухоплавательных аппаратов (достаточно сказать, что ему пришлось выдержать ряд длительных боев за свой цельнометаллический дирижабль, и что именно заложенные в него идеи стали фундаментом для разработки в Германии знаменитых цеппелинов (по фамилии конструктора - графа Фердинанда Цеппелини). Петербургские идейные противники Циолковского - M.M. Поморцев и А.C. Кованько, хорошо знакомые с его проектом, вошли в комиссию технического контроля за разработкой управляемого аэростата австрийского изобретателя Шварца, специально приглашенного в Петербург российским военным министром. После нескольких неудач Шварцу удалось осуществить первый запуск уже в Германии. Граф Цеппелини приобрел у него патент и сумел наладить выпуск дирижаблей. Так идеи Циолковского, не реализованные на Родине, подпитали чужой проект. Наконец, и знаменитый батискаф Огюста Пикара имеет очень много общего с проектом Циолковского).
Однако в этой работе, задуманной поначалу для "посрамления" аэростатов, Циолковский пришел к совершенно иным выводам и намного опередил свое время. Именно в этой работе были высказаны идеи моноплана, автопилота и применения гироскопов в авиации.
1895 выход книги "Грезы о земле и небе"
1896 Циолковский знакомится с книгой А.П. Федорова "Новый способ воздухоплавания", исключающий воздух как опорную среду
1897 Циолковский строит аэродинамическую трубу. Эта труба стала второй в России (первую построил в 1871 году в Петербурге инженер Пашкевич для исследования вопросов баллистики). Циолковский же стал первым в вопросах поиска закономерностей полета с малыми скоростями. Так поборник дирижаблей стал одним из основателей новой науки - экспериментальной аэродинaмики.
1897, 10 мая - Циолковский вывел формулу, установившую зависимость между:
Закончив математические записи, Циолковский машинально поставил дату: 10 мая 1897 года. Разумеется, он ни на секунду не подозревал, сколько радости доставит впоследствии историкам находка пожелтевших и измятых листков. Ведь написав дату вычислений, Циолковский, сам того не ведая, закрепил cвое первенство в вопросах научного освоения космоса.
1899 приглашение на работу в Женское епархиальное училище
1900 Академия наук приняла решение помочь Циолковскому в проведении опытов по аэродинамике. Циолковский на основе опытов выводит формулу, связывающую потребную мощность двигателя с аэродинамическим коэффицентом сопротивления и коэффициентом подъемной силы и подходит к проблеме турбулентного обтекания, которая составила впоследствии одну из важнейших задач в самолетостроении
1902 самоубийство сына Игната.
1903 публикация в "Научном обозрении первой части труда "Исследование мировых пространств реактивными приборами". В этом пионерском труде Циолковский:
1905 покупка дома на Коровинской улице в Калуге
1911 "Вестник воздухоплавания" начинает публиковать вторую часть труда "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Циолковский вычисляет работу по преодолению силы земного тяготения, определяет скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему ("вторая космическая скорость") и время полета. На этот раз статья Циолковского наделала много шума в научном мире. Восемь лет для развития науки - срок немалый! Циолковский обрел много друзей в мире науки.
К этому времени относится и начало дискуссий с зарубежными авторами о научном приоритете (сначала с французом Робером Эсно Пельтри, и впоследствии, уже после смерти Циолковского - с американцем Фрэнсисом Годдардом)
1914
1918
1919
1922 Циолковский принимает участие в годичном съезде Ассоциации натуралистов
1923 начало переписки с Ф.A. Цандером
1924, 23 августа Циолковский избран почетным профессором Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского
1925, 3 мая диспут в Политехническом музее Москвы о целесообразности постройки дирижабля Циолковского
1926 публикация большой работы "Исследование мировых пространств реактивными приборами"
1935
Сергей Сергеевич Монахов
ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857—1935) — русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник совр. космонавтики. Родился в семье лесничего. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух; глухота не позволила продолжать учебу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математич. науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся первые научные исследования Циолковского. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880—81 написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа — «Механика животного организма» (те же годы) получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Руское физико-химическое общество. Основные работы Циолковского после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. С 1896 Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Октябрьской революции 1917 Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.
Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского не был поддержан; автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Циолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха. В 1892 Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15—18 лет. В аэроплане Циолковского крылья имеют толстый профиль с округлённой передней кромкой, а фюзеляж — обтекаемую форму. Циолковский построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел. Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания Циолковский не имел ни средств, ни даже моральной поддержки. Много лет спустя, уже в совесткое время, в 1932 он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями.
Важнейшие научные результаты получены Циолковский в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об использовании ракетного принципа в космосе высказывались Циолковским ещё в 1883, однако строгая теория реактивного движения изложена им в 1896. Только в 1903 ему удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений. В этой статье и её продолжениях (1911, 1912, 1914) он заложил основы теории ракет и ЖРД. Рассмотрение практической задачи прямолинейного движения ракеты привело Циолковского к решению новых проблем механики тел переменной массы. Им впервые была решена задача посадки КА на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926—29 Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Он рассмотрел (приближённо) влияние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил небоходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.
Циолковский - основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Циолковский написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве.
Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории движения её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки КА (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов топлива (для уменьшения массы ДУ); оптимальные траектории спуска КА при возвращении из космоса и др. В области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число различных окислителей и горючих для ЖРД; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с волородом, кислород с углеводородами и др.
Циолковский явился первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства, конечная цель к-рого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных историч. эпох.
Циолковский - автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в др. областях знаний: лингвистике, биологии и др.
При Советской власти условия жизни и работы Циолковского радикалыю изменились. Циолковскому была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Его труды в значительной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и др, странах. За «Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР» Циолковский в 1932 награжден орденом Трудового Красного Знамени. Накануне 100-летия со дня рождения Ц. в 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского "3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений". В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне.
А. А. Космодемьянский
Энциклопедия КОСМОНАВТИКА, издательство "Советская энциклопедия" 1985