Керим Алиевич Керимов - Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий, генерал-лейтенант в отставке. Почти 25 лет он руководил работой государственной комиссии по программе пилотируемых полетов.
Родился Керим Керимов 14 ноября 1917 года в Баку в семье инженера-технолога Аббас-Али Керимова. По окончании Азербайджанского индустриального института, а оно пришлось на начало Великой Отечественной войны, Керимова зачислили в Артиллерийскую академию, которая находилась в эвакуации в Самарканде. Осенью 1943 г он защитил диплом по теме: "Цех по изготовлению минометов" и был направлен на службу в Государственную приемку Главного управления вооружений, где на заводах Московского куста занимался приемом у промышленности гвардейских минометных установок типа "Катюша" и снарядов к ним. За эту работу он был удостоен ордена "Красная Звезда". После войны Керимов двадцать лет прослужил в аппарате Министерства обороны. В 1946 г. он, как и многие специалисты по ракетной технике был направлен в Нордхаузен (Германия), где знакомился с "остатками" баллистической ракеты "Фау-2". Керимов был удостоен Сталинской премии за внедрение радиоизмерительной системы "Дон".
За участие в подготовке первого пилотируемого полета человека в космос Керим Керимов был награжден Орденом Ленина.
Керимов возглавил управление, выступавшее заказчиком аппаратов "Молния-1", "Метеор" и "Зенит". Именно за внедрение ракетно-космического комплекса "Зенит" он был удостоен Ленинской премии. Последняя его должность — начальник Управления космических средств.
В 1965 г он был переведен в только что образованное Министерство общего машиностроения, где возглавил 3-е главное управление, занимавшееся непосредственно организацией работ по ракетно-космической тематике. В 1966 г., находясь в этой должности, он был назначен председателем Государственной комиссии по пилотируемой тематике. Его заместителями в разное время были В.П.Мишин, В.П.Глушко, Ю.П.Семенов.
Деятельность Керимова на новом поприще складывалась не просто. Испытания пилотируемой техники шли далеко не гладко. Груз ответственности за гибель В.Комарова, Г.Добровольского, В Волкова и В.Пацаева останется с Керимом Алиевичем на всю жизнь. За 25 лет ответственнейшей работы Госкомиссии под руководством Керимова пришлось не раз выходить из сложнейших ситуаций, разбираться в причинах катастроф и аварий, принимать ответственные, порой рискованные решения. Ведь без риска не может быть освоения космоса. Керим Алиевич Керимов прошел через это. "Союз" летать научился, и в 1979 г. Керимов был удостоен Государственной премии СССР.
В 1974 г., оставаясь председателем Госкомиссии по пилотируемым полетам Керимов был переведен на должность первого заместителя директора ЦНИИМаш. В 1987 г. за работы, связанные с запуском и эксплуатацией ОК "Мир" Керим Керимов был удостоен звания Героя Социалистического Труда и награжден Орденом Ленина.
В 1991 г. в возрасте 74 лет он вышел в отставку, но связи с космонавтикой не оставляет, работая консультантом ЦУПа.
Керим Керимов является автором автобиографической книги "Дорога в космос" (Записки председателя Государственной комиссии), вышедшей в бакинском издательстве "Азербайджан" на русском языке в 1995 г.
Copyright © И.Коблов-Извеков, "Новости космонавтики", N 23 за 1997 год.