НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


Интеза Лизинг: утилизация сероводорода . Вывоз и утилизация медотходов.
gas-dewatering.ru
RB2 Network

RB2 Network


Ракеты-носители

ГЛОБАЛЬНАЯ РАКЕТА "ГР- 1"


12 октября 1999 года.
   

Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.


     Официально начало работ по созданию глобальной ракеты датируется 24 сентября 1962 года, когда было принято соответсвующее Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

     Этим документом задавалось создание новой мощной мощной баллистической ракеты в трех вариантах:

     - межконтинентальная баллистическая ракета (индекс изделия 8К713), способная доставить на дальность 12000 км моноблочный термоядерный заряд мощностью свыше 5 Мт;
     - глобальная ракета (индекс изделия 11А513), способная вывести на околоземную орбиту орбитальный блок, который, после нескольких витков вокруг Земли, своей боеголовкой мощностью до 2,2 мегатонн мог поразить цель в любой точке земного шара;
     - противоспутниковая ракета (индекс изделия 8К513), способная поражать спутники на рабочих орбитах.

     Головная роль в разработке ракет во всех вариантах отводилась ОКБ-1. Возглавил работы Сергей Павлович КОРОЛЕВ.

     Вероятнее всего, проектирование нового носителя начались в ОКБ-1 задолго до принятия Постановления. Ведь неспроста еще 15 марта 1962 года тогдашний Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич ХРУЩЕВ заявил, что «мы можем запускать ракеты не только через северный полюс, но и в противоположном направлении». Кроме того, создание такой ракеты, способной преодолеть систему противоракетной обороны вероятного противника (то есть США; другого противника у нас в те годы не было), диктовалось реалиаями международной обстановки начала 60-х годов. Да и Сергей Павлович КОРОЛЕВ вряд ли допустил бы принятие документа, не имея серьезного научно- технического задела по данной тематике.

     Как бы то ни было, работы по глобальной ракете «ГР-1» официально велись в ОКБ-1 с 1962 года. В том же году был представлен эскизный проект изделия.

     Ракета проектировалась трехступенчатой и должна была иметь следующие габариты:

     - длина полная - 35,305 - 36,5 м;
     - длина без головной части - 33,9 м;
     - максимальный диаметр корпуса - 2,85 м.

     Стартовая масса - 117 т.

     Дальность стрельбы «ГР-1» предполагалась 40000 км, а точность:

     - по дальности - + 5000 м;
     - по боковому отклонению - + 3000 м.

     Система управления проектировалась инерциальная.

     Первая ступень имела размеры:

     - длина - 18 м;
     - диаметр - 2,85 м.

     На ней должен был быть установлен четырехкамерный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) замкнутого цикла «НК-9» (разработчик - ОКБ- 276; Главный конструктор - Николай Дмитриевич КУЗНЕЦОВ). Двигатель имел тягу в пустоте 152 тс и тягу у Земли 147 тс.

     Вторая ступень имела размеры:

     - длина - 7,7 м;
     - диаметр - 2,7 м.

     Ступень оснащалась однокамерным ЖРД замкнутого цикла «НК-19» (разработчик - ОКБ-276; Главный конструктор - Николай Дмитриевич КУЗНЕЦОВ) с тягой в пустоте от 46 до 46,1 тс.

     Третья ступень имела размеры:

     - длина - 6,4 м;
     - диаметр - 2,35 м.

     На ней устанавливался разработанный в ОКБ-1 однокамерный ЖРД замкнутого цикла «8Д726» с тягой в пустоте 6,8 тс.

     В двигателях всех трех ступеней в качестве топлива доджен был использоваться керосин, а в качестве окислителя - кислород.

     Третья ступень выводилась на околоземную орбиту вместе с термоядерной головной частью (ГЧ), в заданный момент осуществлялась ориентация ступени, включались тормозные двигатели, после чего ГЧ сходила с орбиты и пикировала на цель. Настильная траектория снижения позволяла ГЧ быть практически невидимой для радиолокационных станций системы противоракетной обороны вероятного противника.

     В том же 1962 году были созданы стендовые макеты ракеты, а в 1963 году началась отработка двигателя третьей ступени. Всего заводом № 88 было изготовлено 230 двигателей «8Д726» и проведено около 500 их испытаний.

     Пуск ракеты предполагалось осуществлять из шахтной пусковой установки, для чего на площадке 51 полигона Тюра-Там был создан специальный стартовый комплекс с полной автоматизацией предстартовых операций. На позицию ракета должна была поставляться в транспортно-пусковом контейнере.

     Изготовление «ГР-1» велось на самарском заводе «Прогресс».

     Однако из-за трудностей, возникших в ОКБ-276 при отработке двигателей «НК-9» для первой ступени, ракета «ГР-1» не была доведена и в серию не пошла. Всего было изготовлено два экземпляра ракеты, которые предполагалось использовать для летных испытаний. Но на летные испытания ракета не передавалась. Работы по комплексу с глобальной ракетой были прекращены в 1964 году.

     В связи с закрытием работ, оба экземпляра некоторое время использовались как демонстрационные (демонстрировались на военном параде на Красной площади в Москве 9 мая 1965 года с официальным представлением как орбитальные ракеты), а в их дальнейшей судьбе есть некоторые неясности. Согласно одним источникам информации, обе ракеты в конце 60-х годов были уничтожены. По другим - уничтожен был только один экземпляр, а другой был оставлен в Самаре, где и хранится до сих пор.

     В дальнейшем наработки по глобальной ракете были использованы при создании "лунного носителя" "Н-1". Однако, как и глобальная ракета, лунный носитель лишь одна из страниц отечественной космонавтики.

     И в завершении рассказа о разработке глобальной ракеты одна любопытная деталь: сразу после начала работ среди конструкторов ракета получила неофициальное название «межконтинентальная ракета Москва - Ленинград». Таковой ей и суждено было остаться в истории ракетной техники.



Copyright © 1999 Александр Железняков.

Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.