От автора. Спутник "Янтарь-2К", имевший индекс 11Ф624 и получивший после принятия на вооружение Советской Армии наименование "Феникс", стал очень важным этапом не только в истории самарского Центрального специализированного конструкторского бюро, но и всей отечественной космонавтики. Это был, действительно, этапный аппарат, послуживший прототипом для целой серии проектов советских спутников оптической разведки. В июле 1997 года исполнилось 30 лет с начала плановых проектных работ над этим аппаратом. Не отметить это событие было никак нельзя. Эта статья не претендует на всеобъемлющее исследование истории создания, испытания и эксплуатации аппаратов "Янтарь-2К". Причин тому две. Во-первых, несмотря на то, что "Феникс" снят с вооружения, его последний полет состоялся 14 лет назад, а в 1992 году вышел официальный приказ о рассекречивании программы, многие документы автоматически остаются "под грифом". Во-вторых, многие сотрудники ЦСКБ по инерции не желают говорить об "Янтаре", не зная о приказе и до сих пор считая спутник "большой государственной тайной". Из-за этого автору порой не хватало информации о некоторых этапах истории создания аппарата и, тем более, его устройстве. Эти "белые пятна" заметны, а потому статья служит скорее отправной точкой в историческом исследовании темы "Янтарь-2К". Любые замечания, дополнения и исправления автор примет с благодарностью.
От момента начала проработок в Филиале №1 ОКБ-1 аппаратов серии "Янтарь" и до первого запуска спутника 11Ф624 "Янтарь-2К" прошлого без малого 9 лет. Это достаточно большой срок даже для космического аппарата. Однако в ходе работ над спутником несколько раз менялось техническое задание, а следовательно переделывался весь проект, менялась, порой кардинально, конструкция "Янтаря". Это и объясняет столь долгий срок создания спутника.
Спутники "Янтарь"Работа над темой "Янтарь" началась в ЦСКБ в 1964 году. Это был этапный год для Филиала №1 ОКБ-1, как тогда называлось ЦСКБ. В начале года Приказом Министра обороны №0045 комплекс обзорной фоторазведки "Зенит-2" в составе КА 11Ф61 и РН 11А92 был принят на вооружение Советской Армией. В самом конце 1963 года (16 ноября) начались летно-конструкторские испытания космического аппарата детальной фоторазведки 11Ф69 "Зенит-4".
В то же самое время в Соединенных Штатах в области космической фоторазведки начали к этому моменту использоваться спутники серии Согопа (по КН-6 включительно) в двухкапсульном варианте (с февраля 1964 года). Это позволяло доставлять отснятую фотопленку оперативней, не дожидаясь свода с орбиты всего аппарата.
12 июля 1963 года Соединенные Штаты запустили на ракете-носителе "Atlas-Agenta D-1" новый аппарат оптической разведки КН-7 (получивший у западных аналитиков условное название Gambit). Этот спутник, предположительно, обладал разрешением 50 см и тоже имел две капсулы для спуска фотопленки на Землю.
Нужно было чем-то отвечать на западные разработки. К 1964 году все работы над оптическими аппаратами фоторазведки были уже переданы из ОКБ-1 в его Филиал №1 (Куйбышевский филиал, с 1974 года - Центральное специализированное конструкторское бюро, с 1996 года - Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс") Этот славный коллектив стал на долгие годы монополистом в области аппаратов для оптического наблюдения Земли.
Тогда было два пути дальнейшего развития отечественных спутников-фоторазведчиков. Или модернизировать уже летающую базу аппаратов "Зенит-2" и "Зенит-4', прежде всего совершенствуя целевую аппаратуру, или создавать принципиально новый космический аппарат с новыми возможностями. В Филиале №1 пошли и по тому, и по другому пути.
В 1964 году в Куйбышевском филиале начались проектные работы по модернизации спутников типа "Зенит". Были предложены два новых аппарата. Для ведения обзорной фоторазведки предполагалась модернизация "Зенита-2", получившая обозначение 11Ф690 "Зенит-2М" (после принятия на вооружение в 1970 году аппарат назвали "Гектор"). На аппарате планировалось заменить специальную разведывательную фотоаппаратуру "Фтор-2" на более совершенную систему "Фтор-2 РЗ".
Аппарат детальной фоторазведки 11Ф691 "Зенит-4М" (после принятия на вооружение в 1970 году аппарат получил название "Ротор") с аппаратурой "Фтор-6" должен был заменить спутники "Зенит-4" с их системой "Фтор-4". На обоих аппаратах были установлены корректирующие двигательные установки (КДУ) на жидких компонентах топлива. Этот исторический этап прекрасно описан в книге "Конструирование автоматических космических аппаратов", вышедшей под редакцией Дмитрия Ильича Козлова - главного конструктора всех этих спутников.
"Постоянно растущие требования потребителей фотоинформации увеличения детальности наблюдения наземных объектов на первом этапе удовлетворялись увеличением фокусного расстояния фотосистемы Ограничения по объемам и габаритным размерам зоны полезного груза внутри СА привели к созданию фотоаппаратов с изломом оптической оси ... для обеспечения их компактности. После исчерпания резервов, определяемых ограничениями со стороны ракет-носителей того времени, с целью достижения требуемой детальности наблюдения конструкторы пошли по пути снижения высоты полета вплоть до предельно допустимой. Эти решения привели к значительным изменениям конструкции, компоновки, состава бортовых систем, схемы полета КА данного типа
Существенное влияние аэродинамического торможения потребовало уменьшения миделева сечения КА и привело к предпочтительному выбору горизонтальных конструктивно-компоновочных схем, когда продольная ось КА направлена по вектору скорости. Для компенсации потери орбитальной скорости вследствие аэродинамического торможения и поддержания заданных параметров орбиты в состав бортовых систем вводятся корректирующие двигательные установки многоразового запуска. Для снижения потребных запасов топлива в схеме полета предусматривались эллиптические орбиты, при этом фотографирование проводилось при минимально возможной высоте полета на нисходящей части витка в районе перигея. С целью уменьшения возмущающих моментов от аэродинамических сил, нарушающих ориентацию и стабилизацию КА во время фотографирования, применялись специальные аэродинамические компенсаторы. Для защиты конструкции от молекулярного нагрева в передней (по направлению полета) части КА устанавливались тепловые щитки и высокопроизводительная система терморегулирования. Для обеспечения стабильности теплового режима оптических устройств объективы потребовалось закрывать крышками-блендами, которые раскрывались только в момент фотографирования..."
В том же 1964 году в Куйбышевском филиале началась разработка аванпроекта пилотируемого космического аппарата "Союз-Р" для ведения комплексной разведки из космоса, в том числе и фоторазведки.
Вместе с этим в 1964 году в Филиале №1 начались поиски принципиально нового подхода к техническому облику перспективных космических комплексов. Так в планах КБ появилась тема "Янтарь".
За основу для нового автоматического фоторазведчика первоначально предполагалось взять корабль 7К-Р "Союз-Р". Рассматривались две модификации спутника: 11Ф622 "Янтарь-1" для ведения обзорной фоторазведки и 11Ф623 "Янтарь-2" для фоторазведки детальной Прорабатывались возможности установки на обоих аппаратах небольших возвращаемых капсул для оперативной доставки фотоматериалов. Отработку таких капсул предполагалось провести на "Союзе-Р".
Однако работа по теме "Янтарь" шла слишком медленно. Основные силы Филиала №1 были тогда брошены на создание пилотируемых кораблей. Сначала это была разведывательная станция 11Ф71 "Союз-Р" (7 К-Р). Затем ей на смену пришел транспортный корабль 11 Ф727К-ТК для снабжения че-ломеевской станции "Алмаз". В 1966-67 годах активно прорабатывался военно-исследовательский корабль 11Ф73 "Звезда" (7К-ВИ). Но ни один из этих проектов так и не был доведен до стадии летно-конструкторских испытаний. Причин тому было много (подробнее об этом см. статью К.Лантратова "Звезда" Дмитрия Козлова", опубликованную В НК №№3-6,1997).
Однако и тема "Янтарь" в эти годы не стояла на месте. В Филиале №1 появился проект космического аппарата 11Ф624 "Янтарь-2К", предназначенного для ведения детальной фоторазведки. Этот проект со временем стал основным в теме "Янтарь" Спутник. хоть и сохранил "союзовскую" компоновку, но его облик стал мало походить на прототип. Так, постепенно форма спускаемого аппарата в виде "фары" видоизменилась в "конус".
Проект "Янтарь-2К" получил поддержку и у высшего космического руководства СССР: 21 июля 1967 года ЦК КПСС и СМ СССР приняли по аппарату 11 Ф624 Постановление №715-240. Сроком первого полета нового спутника детальной фоторазведки был назван 1969 год. Вслед за этим Постановлением 24 июля 1967 года министр общего машиностроения С.А. Афанасьев подписал соответствующий приказа №2200 начале в Филиале №1 ЦКБЭМ (Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, так с 1966 года стало называться ОКБ-1 при В.П.Мишине) плановых проектных работ по созданию космического аппарата "Янтарь-2К". 19 декабря того же года и Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК) приняла решение о плане ведения работ над спутником.
Но еще до этого, в III и IV кварталах 1967 года в Куйбышевском филиале был разработан аванпроект космического аппарата 11Ф624 "Янтарь-2К". Вслед за этим работы над новым спутником стали первоочередными для предприятия. Дело в том, что в январе 1968 года в соответствии с указанием Министерства общего машиностроения в Филиале №1 были прекращены работы по военно-исследовательскому комплексу 7К-ВИ 11Ф73. Взамен кораблю куйбышевцы стали разрабатывать орбитальный блок 11Ф731 ОБ-ВИ в составе комплекса 11Ф73 "Союз-ВИ" (7К-С/ОБ-ВИ). Это был очень тяжелый момент для всего коллектива Филиала №1. Однако опыт работы над 7К-ВИ не пропал даром. Он очень пригодился при разработке "Янтаря-2К".
В аванпроекте спутника была предложена новая оригинальная конструктивно-компоновочная схема строения аппарата. В книге "Конструирование автоматических космических аппаратов" великолепно описана идеология создания "Янтаря-2К":
"Дальнейшие поиски резервов массы могут привести к объединению конструкции фотоустройств и КА. В первую очередь это коснется СА, поскольку вследствие относительно небольших сроков активного существования сохранились требования возврата оптических устройств на Землю с целью повторного использования. Типичным техническим решением в этом плане может быть использование конструкции корпуса СА. При этом объектив прикрепляется к донной части корпуса СА вытянутой конической формы, а кассетная часть с фотопленкой размещается внутри на силовой оболочке лобовой части СА. Коническая часть корпуса СА при этом играет роль корпуса фотоаппарата, вследствие чего может появиться значительный резерв массы и возможность увеличить габаритные размеры фотоаппарата. Перед возвращением на Землю объектив втягивается внутрь СА и сохраняется вместе с фотопленкой. Подобное конструктивное решение позволяет решить задачу увеличения разрешающей способности фотоустройств в условиях жестких ограничений на массу полезного груза. Значительное увеличение фокусного разрешения системы позволяет поднять высоту орбиты и применить вертикальную конструктивно-компоновочную схему КА.
Одним из существенных недостатков КА фотонаблюдения была низкая оперативность доставки полученной информации потребителю. Время между фотосъемкой и доставкой пленки на Землю равнялось времени активного существования КА. За это время информация по многим динамическим процессам теряла актуальность и не соответствовала текущему состоянию.
С целью частичной компенсации этого недостатка КА фотонаблюдения могут оснащаться возвращаемыми капсулами, которые представляют собой миниатюрные СА, доставляющие на Землю часть отснятой фотопленки. Это может позволить более оперативно передавать информацию о динамических процессах..."
Конструктивно спутник 11Ф624 "Янтарь-2К" состоял из трех отсеков: агрегатного (АО), приборного (ПО) и специальной аппаратуры (ОСА). ОСА был сделан возвращаемым для того, чтобы можно было вернуть на землю фотоаппаратуру "Жемчуг-4" и бортовую вычислительную цифровую машину "Салют-ЗМ", которые были сделаны многократного использования. На боковой поверхности ОСА диаметрально противоположно крепились две спускаемые капсулы (СпК) для оперативного возврата на Землю фотопленки. Сверху ОСА крепилась бленда аппаратуры "Жемчуг-4". Перед посадкой оптическая система из бленды втягивалась внутрь ОСА. Все отсеки "Янтаря-2К" имели форму усеченного конуса с углом полураствора 12°, что придавало спутнику некоторое внешнее сходство с американским космическим кораблем "Джемини". Максимальный диаметр "Янтаря-2К" составлял 2.7 метра, высота 6.3 метра Масса аппарата 11Ф624-6.6 тонны. Расчетная длительность полета "Янтаря-2К" составляла 30 суток...
В соответствии с решением ВПК от 19 декабря 1967 года и приказа №4сс "О создании комплексов "Янтарь-2К", "Зенит-4М" и "Зенит-4МТ", подписанного министром общего машиностроения С.А. Афанасьевым 6 января 1968 года, во II квартале 1968 года в Филиале №1 была проведена защита аванпроекта по комплексу "Янтарь-2К". После успешной защиты началось эскизное проектирование. Тогда же сроком начала летно-конструкторских испытаний комплекса "Янтарь-2К" был установлен 1970 год
В 1968 году в Куйбышеве начались и работы по новому элементу для советских фоторазведчиков - спускаемой капсуле. В течение года были выпущены основные положения по спускаемой капсуле для "Янтаря-2К". Стоит заметить, что в это же время возвращаемой капсулой (правда, большей размерности) занимались и в ОКБ-52 В.Н.Челомея: на орбитальной пилотируемой станции "Алмаз" предполагалось отснятую на фотокомплексе "Агат" пленку возвращать на Землю в специальных капсулах 11Ф76 (блок К).
В том же 1968 году в Филиале № 1 был разработан аванпроект по ракете-носитепю 11А51 1М "Союз-М" под "Янтарь-2К". С ее помощью предполагалось запускать аппараты 11Ф624 как с космодрома Байконур. так и с космодрома Плесецк. Раньше этот носитель создавался для корабля 7К-ВИ. Теперь его адаптировали под новую полезную нагрузку. Забегая немного вперед, можно сказать, что ракету-носитель 11А511М так и не пришлось использовать для пусков "Янтаря-2К". Она использовалась с 1971 по 1976 годы на космодроме Плесецк лишь для вывода на орбиту топографических спутников 11Ф629 "Зенит-4МТ", названных после принятия на вооружение Советской Армии в 1976 году "Орион".
Не был забыт в Куйбышевском филиале и проект аппарата обзорной разведки, ранее носивший название 11Ф622 "Янтарь-1 ".С 1968 году на основе наработанного по этой теме материала началась разработка эскизного проекта спутника обзорной разведки 11Ф630 "Янтарь-1 КФ". Были подготовлены материалы для составления эскизного проекта на модификацию под этот аппарат ракеты-носителя 11А511М.
Тем временем работы над "Янтарем-2К" стали самым приоритетным направлением в Филиале Nal. 12 мая 1969 года состоялось совместное совещание Министерства общего машиностроения, Министерства оборонной промышленности и Министерства обороны СССР. Совещание проводилось по поручению ЦК КПСС от 24 апреля 1969 года. На этом совещании был рассмотрен и в целом одобрен эскизный проект КА 11Ф624 "Янтарь-2К". Проект показался настолько удачным, что конструктивно-аппаратурную базу спутника "Янтарь-2К" было решено положить в основу проекта программы развития средств оптической разведки в СССР. На основе аппарата предполагалось создать целую серию систем оптического наблюдения. Тема "Янтарь" в 1969 году включила в себя следующие проекты перспективных аппаратов:
• комплексы детального и высокодетального наблюдения "Янтарь-4К", "Янтарь-бК" и "Янтарь-ЗК",
Спускаемая капсула КА "Янтарь-2К" с двигательной установкой.
• комплексы обзорного и картографического наблюдения "Янтарь-1 КФ", "Янтарь-ЗКФ" и "Янтарь-6КФ";
• комплекс оперативного наблюдения "Малахит" с передачей информации по радиоканалу.
Эта программа всесторонне обсуждалась на различных уровнях. Не все аппараты получили в последствии одобрение и поддержку. В дальнейшем кроме базового аппарата 11Ф624 "Янтарь-2К" в Филиале №1 работы велись над комплексами сверхдетального наблюдения 11Ф650 "Янтарь-6К', оперативного детального наблюдения 11Ф661 "Янтарь-6КС" и обзорного фотонаблюдения 11Ф630 "Янтарь-1КФ" и 11Ф649 "Янтарь-3КФ". Однако кроме 11Ф624 "Янтарь-2К" не один из всех перечисленных комплексов в том виде, в котором задумывался в 1970 году, так и не был доведен до реализации. Также, как и проработки модернизированного аппарата 11Ф642 "Янтарь-2К-М".
После успешной защиты эскизного проекта по"Янтарю-2К" в 1969 году подразделения Филиала №1 начали выпуск технических заданий на конструкцию и ее элементы, бортовые системы, приборы, узлы, комплектующие и другие элементы аппарата. Проект стал детализироваться.
В том же 1969 году окончательно был решен и вопрос с ракетой-носителем для нового спутника. В этом году начались работы над проектом унифицированной ракеты-носителя 11А51 1У. Именно этот носитель был определен для комплекса "Янтарь-2К", пилотируемого корабля 7К-Т "Союз" и других аппаратов разработки как Куйбышевского филиала ЦКБЭМ, так и других предприятий. Однако окончательное решение по РН 11А511У было принято лишь 5 января 1973 года. Тогда вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР №25-8. В постановление говорилось: "В целях улучшения тактико-технических характеристик, сокращения номенклатуры изделий и их унификации закрепить за Филиалом №1 ЦКБЭМ разработку ракеты-носителя 11А511У, призванную заменить изделия 11А57, 11А511 и 11А511М" Летно-конструкторские испытания РН 11А511У начались в мае 1973 года, Первыми полезными нагрузками носителя стали космические аппараты "Зенит-4МК" (в 1973 году на этой ракете было запущено 2 таких спутника: 18 мая и 21 сентября) и аппарат 12КС "Бион" № 1 (стартовал 31 октября 1973 года).
А в 1 квартале 1970 года было разработано и защищено дополнение к эскизному проекту на комплекс "Янтарь-2К". В дополнение для решения новых задач обосновывалась необходимость перехода от горизонтальной схемы аппарата к вертикальной. Тем самым окончательно было отдано предпочтение вертикальной схеме расположения фотографического комплекса "Жемчуг-4". Эти изменения в конструкции "Янтаря-2К" были закреплены Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 25 августа 1970 года Na694-222 и решением Комиссии Правительства СМ СССР по военно-промышленным работам от 22 декабря 1970 года №316. Получив такую поддержку у руководства страны и отросли, в Филиале №1 стало быстро набирать силу техническое проектирование комплекса 11Ф624. В том же 1970 году был разработан головной обтекатель 11С516 под спутник "Янтарь-2К' и ракету-носитель 11А51 1У.
В 1971 году выпуск технической документации на изготовление комплекса "Янтарь-2К" и экспериментальных установок для его отработки был полностью завершен. В том же году по этой технической документации началось изготовление деталей для первого технологического и первого летного образца спутника. Началась и экспериментальная отработка ряда бортовых агрегатов и систем "Янтаря-2К'. Эти работы продолжались и в 1972 году. Датой полета первого спутника был назван 1973 год.
Но выдержать этот срок не удалось. В том году активно шла дальнейшая отработка агрегатов и систем комплекса "Янтарь-2К". В том числе на смежных предприятиях велись работы над БЦВМ "Салют-ЗМ", бортовой аппаратурой командно-программно-траекторной радиолинии (КПТРЛ) Трафит-Я", бортовым синхронизирующим устройством БСУ "Калина", системой телеконтроля БР-91Ц-1. В самом Филиале №1 была разработана принципиально новая система управления движением "Кондор".
Однако все эти работы, зачастую, шли медленнее, чем хотелось бы Из-за задержки изготовления системы управления движением "Кондор" на летных аппаратах "Янтарь-2К" №1 и №2 было решено установить систему управления движением "Сокол", используемую на спутниках серии "Зенит". Это решение утвердил Совет Главных конструкторов в феврале 1973 года. Взамен отсутствующему наземному испытательному комплексу пришлось применить уже имеющуюся станцию. Запоздали и смежники с поставкой аппаратуры КПТРЛ "Графит-Я" и наземной станции "Подснежник-Ветер" для ее управления.
Не все еще было отработано и для спускаемых капсул. Поэтому было решено первые несколько "Янтарей" запускать без капсул.
Все эти задержки вынудили перенести начало летно-конструкторских испытаний комплекса "Янтарь-2К". До этого решением Комиссии по военно-промышленным вопросам от 3 июля 1973 года испытания первого летного аппарата на орбите планировались на сентябрь 1973 года. Однако в сентябре начало летно-конструкторских испытаний "Янтаря" было перенесено на 15 января 1974 года.
Несмотря на все задержки и отсрочки к началу 1974 года первый летный "Янтарь-2К" был собран на заводе "Прогресс" и отправлен на космодром Плесецк.
Параллельно шли еще отработки отдельных систем агрегатов спутника. Причем они велись не только на Земле, но и в космосе. Для этого был создан целый ряд специальных экспериментальных установок. Так 18 октября 1972 года и 22 марта 1973 года с космодрома Плесецк были запущены космические аппараты 11Ф690 "Зенит-2М"-"Гектор официально они были названы 'Космос-525' и 'Космос-552 соответственно) Нз "Гекторах" были установлены автономные сгутники из серии "Наука" 16КС №161 (или 1Л) и №162 (или 2Л) соо1ветсгвенно. Эти "автономные спутники", как и практически все остальные контейнеры "Наука", совершали полет совместно с основными аппаратами и лишь после выполнения программы полета примерно за сутки до схода с орбиты "Гекторов" отстреливались от них. Автономные спутники 16КС предназначались для отработки некоторых специальных систем "Янтаря-2К".
Подобные испытания прошли в космосе и элементы системы управления "Кондор". Чтобы проверить работу аппаратуры астровизирного устройства и радиовысотомера-вертикали был создан автономный спутник серии "Наука" 17КС. Один такой аппарат под номером М 15000-171 (или 1Л) был запущен 14 марта 1974 года с космодрома Плесецк вместе с очередным "Гектором" (официально - "Космос-635").
В 1974 году начались летные испытания и спускаемой капсулы "Янтаря-2К". Капсулы, получившие обозначение Функционально экспериментальная установка ФЭУ-170, выводились на орбиту также в составе спутников Тектор". Капсула с аппаратурой отделения устанавливалась спереди спускаемого аппарата "Гектора" и отстреливалась во время попета спутника. Перемотка пленки в капсулу из основного аппарата, естественно, не производилась.
Первый раз спускаемая капсула вышла на орбиту 3 октября 1973 года в составе "Кос-моса-596". Испытание завершилось неудачно. В капсуле ФЭУ-170 №1Л произошло короткое замыкание проводов. Это привело к нераздепению корпуса капсулы при спуске в атмосфере, из-за чего не вышел парашют, капсула разбилась.
Первые успешные испытания модификации спускаемой капсулы ФЭУ-170-13 №1702 (или 2Л) прошли во время полета спутника "Космос-629", стартовавшего 24 января 1974 года.
Следующее испытание было неудачным. ТРК как при запуске 30 августа 1974 годе на 333 секунде полета произошла авария 3 ступени ракеты-носителя 11А57. Тектор" вместе с капсулой ФЭУ-170 №ЗЛ был подорван системой ликвидации.
Два последних испытания спускаемой капсулы успешно прошли во время полета "Кос-моса-692" 'с ФЭУ-170 №4Л, запущен 1 ноября 1974 юда) и"Космоса-769"(сФЭУ 170-13 №5Л, запущен 23 сентября 1975 года)
Еще до завершения летной отработки спускаемых капсул начался этап летно-конструкторских испытаний самого космического аппарата 11Ф624 "Янтарь-2К", правда пока без СпК. После длительной подготовки первый его запуск с космодрома Плесецк состоялся 23 мая 1974 года. Однако из-за нерасчетного разделения 2 и 3 ступеней ракеты-носителя 1 1А51 1У преждевременно сработали контакты отделения космического аппарата. Вслед за этим сработала автоматика ликвидации отсека специальной аппаратуры спутника. "Первый блин" оказался комом, аппарат 11Ф624 "Янтарь-2К" №1 погиб.
В перерыве между первым и вторым пусками "Янтаря-2К" в истории куйбышевской "фирмы" произошло знаменательное событие 30 июля 1974 года предприятие получило "независимость'. Филиал №1 ЦКБЭМ стал Центральным специализированным конструкторским бюро (ЦСКБ). Главным конструктором остался Дмитрий Ильич Козлов. Несмотря на то, что Козлову предлагали пост главного конструктора ЦКБЭМ вместо снятого с этой должности Василия Павловича Мишина. Дмитрий Ильич отказался от такого предложения и остался в Куйбышеве. Изменение статуса предприятия хотелось отметить достойно. Возможно именно поэтому следующий полет "Янтаря" прошел успешно
После доработки ракеты-носителя и устранения возможных причин аварии, 13 декабря 1974 года был выполнен запуск космического аппарата 11Ф624 "Янтарь-2К №2 (официальное название "Космос-697"). На этот раз испытания спутника прошли успешно. Программой полета не предусматривалось сразу достичь длительности полета 30 суток: аппарат был еще не в полной комплектации. Через двенадцать дней после старта, 25 декабря 1974 года спускаемый аппарат "Янтаря" успешно приземлился, вернув на Землю отснятую в полете фотопленку .
Следующий испытательный запуск аппарата 11Ф624 "Янтарь-2К" №3 состоялся лишь 5 сентября 1975 года ("Космос-758"). На спутнике была впервые смонтирована система управления движением "Кондор". Она-то и подвела. В процессе полета •Янтаря" из-за перегрузки по мощности в этой системе вышел из строя статический преобразователь напряжения СПН. Это привело в последующем к аварии космического аппарата на вторые сутки полета. 6 сентября 1975 года "Янтарь-2К" №3 был подорван системой ликвидации. Западные средства слежения за космическим пространством зафиксировали на орбите вместо "Космоса-758" 83 его обломка, основная часть которых вошла в атмосферу уже 25 сентября.
В 1976 году неудачи продолжали преследовать "Янтарь-2К". Аппарат 11 Ф624 №4 был впервые оснащен двумя спускаемыми капсулами. Это был первый попет полностью укомплектованного спутника. Его старт в качестве "Космоса-805" состоялся 20 февраля 1976 года. Программа полета была выполнена полностью: через 20 суток после запуска, 11 марта спускаемый аппарат вернулся на Землю. Однако обе спускаемые капсулы, отделенные от "Янтаря" в ходе полета, сработали нештатно. На первой не взвелась парашютная система, из-за чего капсула разбилась. На второй капсуле из-за ненормальной работы привода компенсатора произошел отказ порохового тормозного двигателя 11Д864. Капсула в расчетное время с орбиты не сошла.
Космический аппарат 11Ф624 "Янтарь-2К №5 был запущен 22 июля 1976 года ("Космос-844"). Однако сразу после отделения от третьей ступени носителя 11А51 1Уи выхода на орбиту с него поступила информация, что в системе раскрытия второй солнечной батареи возникли неполадки. Попытки раскрыть батарею к успеху не привели. Лишенный наполовину энергетики и с измененными динамическими характеристиками спутник использоваться не мог. 25 июля по команде с Земли аппарат был подорван. На орбите было зафиксировано 249 обломков, основная часть которых вошла в атмосферу 30 августа 1976 года.
Однако неудачи не обескуражили специалистов ЦСКБ. В течение 1976 года они доработали все "тонкие" места "Янтаря". С учетом этих изменений в том же году уже шло изготовление аппаратов 11Ф624 №7, №8 и №11. Следующий год стал годом триумфа "Янтаря-2К".
Запуск 26 апреля 1977 года и полет аппарата 11Ф624 "Янтарь-2К" №6 ("Космос-905") прошли полностью успешно. В ходе полета от спутника отделились две спускаемые капсулы, которые доставили на Землю отснятую фотопленку. Совершив полет расчетной длительности 30 суток, 26 мая спускаемый аппарат "Янтаря" совершил посадку в расчетном районе.
По результатам работы "шестого" Государственная комиссия положительно отнеслась к предложению ЦСКБ об окончании летно-конструкторских испытаний на изделии 1 1Ф624 №6 и проведении натурных испытаний изделия 11Ф624 №7 как зачетных. Эти зачетные летно-конструкторские испытания космического аппарата 11Ф624 "Янтарь-2К' №7 успешно прошли с 6 сентября по 6 октября 1977 года ("Космос-949").
1 ноября 1977 года Государственной комиссией был подписан отчет о завершении государственных зачетных испытаний изделия 11Ф624 с рекомендацией о сдаче комплекса "Янтарь-2К" на вооружение Советской Армии.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 22 мая 1978 года №396-128 комплекс "Ян-тарь-2К" был принят на вооружение Советской Армии. На основании этого постановления министр обороны СССР подписал приказ МО СССР №0065 1978 года "О принятии на вооружение Советской Армии космического комплекса "Янтарь-2К". У военных комплекс получил название "Феникс".
Спутники "Янтарь-2К" запускались на ракетах-носителях 11А511У как с космодрома Плесецк (с 23 мая 1974 года), так и с космодрома Байконур (с 20 января 1981 года). Высота рабочей орбиты аппаратов была: минимальная 170-180 км, максимальная 330-360 км (случались, естественно, и отклонения, вызванные, скорее всего, неточностями выведения, или особыми требованиями к съемкам). Первые два пуска с Плесецка и еще один в 1977 году выполнялись на наклонение 62.8°, остальные - на 67.1-67.2° Пуски с космодрома Байконур выполнялись сначала на наклонение 64.9°, однако последние байконурские пуски "Янтаря-2К" в 1981-83 годы выполнялись на наклонение 70.4°. Некоторые западные аналитики были склонны видеть в этом интерес СССР к событиям вокруг Фолклендских островов. Во всяком случае, пуски 19 декабря 1981 года"Космоса-1330"и 30 января 1982 года "Космоса-1336" (оба на наклонение 70.4°) считалось были проведены именно для наблюдения за районом британо-аргентинского конфликта. Однако последний из этих аппаратов совершил посадку 26 февраля 1982 года. тогда как блокада и военные действия на Фолклендах велись в апреле-июне 1982 года.
Длительность полета "Янтарей-2К" составляла 30 суток. Значительные отклонения от этой длительности были вызваны, как правило, техническими неполадками. Спускаемые капсулы от "Янтаря-2К" отделялись в основном на девятые и восемнадцатые сутки полета аппарата. Во всяком случае, об этом объявили наблюдатели Кеттерингской группы.
Аппараты 11Ф624 "Янтарь-2К' эксплуатировались до 1983 года. Всего было предпринято 30 попыток вывода этих спутников на орбиту. Два раза отказывала ракета-носитель (23 мая 1974 года и 28 марта 1981 года). Дважды аппараты были подорваны на орбите из-за серьезных технических неисправностей, которые не позволяли вернуть на Землю отсек спецаппаратуры (6 сентября 1975 года и 25 июля 1976 года). Последний из 30 запусков "Янтаря-2К" состоялся 28 июня 1983 года
Успешные испытания 'Янтаря-2К" в 197/ году повлияли на всю дальнейшую программу работ ЦСКБ С одной стороны были учтены результаты натурных испытаний спутника 11Ф624 №7. С другой стороны - дополнительные проработки Министерства оборон. ной промышленности (прежде всего по оптическим системам). К тому же работы ЦСКБ в области конструкции перспективных аппаратов показали возможность достижения требуемого Министерством обороны качества оптической развединформации при максимальном использовании конструктивно-аппаратурной базы спутника "Янтарь-2К". В ЦСКБ был проведен комплекс работ по формированию перспективной программы развития спутников оптической разведки на конструктивно-аппаратной базе изделия 11Ф624.
В мае 1977 года в ЦСКБ был проведен Совет Главных конструкторов. Совет и определил дальнейшие пути создания комплексов оптической разведки с использованием конструктивно-аппаратной базы путника "Янтарь-2К". 1 июля 1977 года на совместном Научно-техническом совете Министерства общего машиностроения, Министерства оборонной промышленности и Министерства обороны был одобрен предложенный Советом Главных конструкторов порядок и этапность создания комплексов оптической разведки. Такая идея создания ракетно-космических комплексов типа "Янтарь" была закреплена постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №7-3 от 4 января 1978 года.
Первым из предлагавшихся для реализации комплексов был "Янтарь^КГ', получивший индекс 11Ф693 Он должен был отличаться от "Янтаря-2К' большей продолжительностью полета: 45 суток вместо прежних 30 у "Феникса". Также на "Янтарь-4К1" планировалось установить более совершенный фотографический комплекс.
Еще в апреле 1977 года по аппарату 1 1Ф693 "Янтарь-4К1" в ЦСКБ был выполнен эскизный проект комплекса. Проект был защищен на совместном Научно-техническом совете Министерств общего машиностроения, оборонной промышленности и обороны, который состоялся 1 июля 1977 года. После этого было разработано и выдано техническое задание на конструкцию спутника, выданы исходные данные на разработку всех его систем. Для Производственного объединения 'Красногорский завод" было разработано и выдано техническое задание на фотоаппаратуру "Жемчуг-18".
Аппарат 11Ф693 "Янтарь-4К1" внешне был, практически, точной копией "Янтаря-2К'. Отличия заключались лишь в некоторых служебных и специальных системах. На спутнике стояли также две спускаемые капсулы. Так как масса и геометрические параметры аппарата 11Ф693 практически не отличались от 1 1Ф624, было решено использовать для запусков "Янтаря-4К1 "ту же самую ракету-носитель 1 1А51 1У "Союз-У" и тот же обтекатель 11С516.
В 1978 году модернизация "Янтаря-2К' в "Янтарь-4К1" была практически завершена В 1979 году завершился этап разработки технической документации, изготовления экспериментальных установок и первого летного аппарата. Можно было переходить к летно-конструкторским испытаниям комплекса.
Первый запуск спутника 11Ф693 "Янтарь-4К1" (№1) состоялся с космодрома Плесецк 27 апреля 1979 года. Также как и в случае "Янтаря-2К", аппарат был выведен на орбиту с наклонением 62.8°. Высоты орбиты были типично "янтарными": максимальная 336 км, минимальная 174 км. 30-суточный полет прошел успешно, 27 мая отсек специальной аппаратуры совершил посадку.
Следующий аппарат 11Ф693 №2 совершил полет расчетной продолжительности: с 29 апреля по 12 июня 1980 года. Этот попет также прошел удачно. В связи с этим было решено следующий пуск аппарата 11Ф693 №3 считать зачетным. Это был первый за пуск "Янтаря-4К1" с космодрома Байконур Полет спутника с 30 октября по 12 декабря 1980 года также прошел без замечаний. Госкомиссия по летно-конструкторским испытаниям порекомендовала принять спутник на вооружение Советской Армии. В следующем 1981 году вышел соответствующий приказ министра обороны СССР №00153 "О принятии на вооружение Советской Армии космического комплекса детальной фоторазведки "Янтарь-4К1" ("Октан").
Эксплуатационные полеты "Октана" начались с 1982 года (1 1Ф693 №5 с 8 июня по 22 июля). Все запуски 12 изготовленных летных аппаратов 1 1Ф693 были успешными Ни разу не подвел носитель, ни разу не пришлось ликвидировать спутник на орбите, все аппараты выполняли полеты расчетной длительности "Октаны" также запускались как с Плесецка (на орбиты с наклонением 67.1-672°, кроме первого запуска), так и с Байконура (в основном на орбиты с наклонением 64.9°, хотя один запуск 26 апреля 1983 года был на более полярную орбиту с наклонением 70.4°). Высоты орбит остались теми же, что и у "Янтарей-2К".
Как задумывалось еще в середине 60-х годов, "Янтари-2К и-4К1 "должны были прийти на смену прежним модификациям •Зенитов". Однако спутники детальной разведки •Феникс" и •0ктан" эксплуатировались параллельно с аппаратами детальной разведки "Геракл" (11Ф692М "Зенит-4МКМ", пуски которых проводились с 12 июля 1977 года по 10 октября 1980 года). Полная замена •Зенитов" произошла лишь в конце 80-х годов. И то некоторые модификации этих спутников (•Облик", "Ресурс Ф-1 и Ф-2") продолжали использоваться до последнего времени, правда уже в гражданских целях.
Последний полет "Октана" состоялся с 30 ноября 1983 года по 13 января 1984 года. Вслед за этим в том же 1984 году последовал приказ министра обороны СССР №0085 о снятии с вооружения СА космических комплексов "Феникс" и "Октан". На смену им пришли более совершенные аппараты...
Сер. N |
Официальное наименование |
Дата запуска |
Время зап. ДМВ |
Полиг зап. |
Площ. Зап. |
Накл. |
На, км |
Нр, км |
T, мин |
Дата посад. |
Длит. пол, сут. |
Примечание |
1 |
23.05.74 |
15:17 |
43/3 |
|||||||||
2 |
Космос 697 |
13.12.74 1 |
16:30 |
43/3 |
62.8 |
415 |
182 |
90.2 |
25.12.74 |
12 |
||
3 |
Космос 758 |
05.09.75 |
17:50 |
Пл |
43/3 |
351 |
181 |
89.5 |
1 |
|||
4 |
Космос 805 |
20.02.76 |
17:01 |
Пл |
43/3 |
67.2 |
372 |
181 |
189.7 |
11.03.76 |
20 |
|
5 |
Космос 844 |
22.07.76 |
18:40 |
Пл |
43/3 |
67.1 |
385 |
181 |
89.8 |
3 |
||
6 |
Космос 905 |
26.04.77 |
17:45 |
43/3 |
67.1 |
366 |
179 |
89.7 |
26.05.77 |
30 |
||
7 |
Космос 949 |
06.09.77 |
20:30 |
43/3 |
62.8 |
348 |
184 |
89.5 |
06.10.77 |
30 |
||
14 |
Космос 1028 |
05.08.78 |
18:00 |
Пп |
43/3 |
67.1 |
272 |
182 |
88.7 |
04.09.78 |
30 |
|
15 |
18:00 |
Пл |
43/3 |
67.1 |
359 |
179 |
89.6 |
11.03.79 |
12 |
|||
929 |
Космос 1121 |
14.08.79 |
18:30 |
Пл |
43/3 |
67.2 ! |
375 |
180 |
89.7 |
13.09.79 |
30 |
|
939 |
Космос 1144 |
02.11.79 |
19:00 |
43/3 |
67.2 |
378 |
179 |
89.8 |
04.12.79 |
32 |
||
928 |
Космос 1152 |
24.01.80 |
18:45 |
Пл |
43/3 |
67.1 1 |
370 |
181 |
89.7 |
06.02.80 |
13 |
|
927 |
Космос 1208 |
18:30 |
Пл |
41/1 |
67.1 |
362 |
181 |
89.6 |
29 |
|||
941 |
Космос 1236 |
19:10 |
Пл |
41/1 |
67.1 |
388 |
180 |
89.8 |
21.01.80 |
26 |
||
975 |
20.01.81 |
14:00 |
Б |
64.9 |
377 |
178 |
89.8 |
17.02.81 |
28 |
|||
940 |
Космос 1248 |
05.03.81 |
18:00 |
Пл |
41/1 |
67.1 |
371 |
180 |
89.7 |
04.04.81 |
30 |
|
979 |
28.03.81 |
12:30 |
Б |
Авария РН |
||||||||
980 |
18.05.81 |
14:50 |
Б |
64.9 |
370 |
180 |
89.7 |
17.06.81 |
30 |
|||
942 |
03.06.81 |
17:00 |
Пл |
41/1 |
67.2 |
380 |
183 |
89.8 |
03.07.81 |
30 |
||
951 |
15.07.81 |
16:00 |
Б |
41/1 |
64.9 |
357 |
179 |
89.6 |
14.08.81 |
30 |
||
943 |
Космос 1296 |
13.08.81 |
19:20 |
Пл |
41/1 |
67.2 |
377 |
181 |
89.8 |
13.09.81 |
31 |
|
944 |
Космос 1318 |
03.11.81 |
16:00 |
Пл |
41/1 |
67.2 |
379 |
183 |
89.8 |
04.12.81 |
31 |
|
952 |
Космос 1330 |
19.12.81 |
13:30 |
Б |
70.4 |
403 |
177 |
90.0 |
19.01.82 |
31 |
||
953 |
Космос 1336 |
30.01.82 |
14:30 |
Б |
70.4 |
379 |
179 |
89.8 |
26.02.82 |
27 |
||
978 |
Космос 1350 |
15.04.82 |
17:30 |
Пл |
41/1 |
67.2 |
380 |
181 |
89.8 |
16.05.82 |
31 |
|
954 |
Космос 1384 |
30.06.82 |
18:00 |
Пл |
41/1 |
67.1 |
381 |
181 |
89.8 |
30.07.82 |
30 |
|
955 |
Космос 1407 |
15.09.82 |
18:30 |
Пл |
41/1 |
67.2 |
364 |
181 |
89.7 |
16.10.82 |
31 |
|
956 |
Космос 1439 |
06.02.83 |
14:31 |
Б |
70.4 |
371 |
180 |
89.7 |
22.02.83 |
16 |
||
957 |
Космос 1454 |
22.04.83 |
17:30 |
Пл |
41/1 |
67.2 |
374 |
181 |
189.7 |
22.05.83 |
30 |
|
958 |
Космос 1471 |
28.06.83 |
18:00 |
41/1 |
369 |
182 |
89.7 |
30 |
Сер. № |
Официал. наименов. |
Дата запуска |
Время зап. ДМВ |
ПЛГ зап. |
Площ. зап. |
I, |
На, км |
hp, км |
T, мин |
Дата посад. |
Длит. Пол., сут. |
1 |
Космос 1097 |
27.04.79 |
20:15 |
Пл |
43/3 |
62.8 |
357 |
180 |
89.6 |
27.05.79 |
30 |
2 |
Космос 1177 |
29.04.80 |
16:30 |
Пл |
43/3 |
67.2 |
365 |
181 |
89.7 |
12.06.80 |
44 |
3 |
Космос 1218 |
30.10.80 |
13:00 |
Б |
64.9 |
374 |
178 |
89.7 |
12.12.80 |
43 |
|
215 |
Космос 1377 |
08.06.82 |
15:00 |
Б |
64.9 |
362 |
179 |
89.7 |
27.07.82 |
44 |
|
216 |
Космос 1399 |
04.08.82 |
14:30 |
Б |
64.9 |
371 |
179 |
89.7 |
16.09.82 |
43 |
|
217 |
Космос 1424 |
16.12.82 |
13:00 |
Б |
|
64.9 |
371 |
179.4 |
89.7 |
28.01.82 |
43 |
248 |
Космос 1442 |
25.02.83 26.04.83 26.05.83 |
15:45 |
Пл |
41/1 |
67.2 |
364 |
180 |
89.6 |
11.04.83 |
45 |
214 |
Космос 1457 |
26.04.83 |
13:00 |
Б |
|
70.4 |
376 |
180 |
89.8 |
08.06.83 |
45 |
250 |
Космос 1466 |
26.05.83 |
15:00 |
Б |
|
64.9 |
367 |
180 |
89.7 |
06.07.83 |
41 |
252 |
Космос 1489 |
10.08.83 |
16:00 |
Б |
|
64.7 |
323 |
182 |
89.3 |
23.09.83 |
44 |
251 |
Космос 1496 |
07.09.83 |
16:24 |
Пл |
16.2 |
67.2 |
362 |
182 |
89.6 |
19.10.83 |
42 |
249 |
Космос 1511 |
30.11.83 |
16:45 |
Пл |
41.1 |
67.2 |
368 |
181 |
89.7 |
13.01.84 |
44 |
Copyright © Владислав Сорокин, "Новости космонавтики", "Янтарная история", N 17-19 за 1997 год.