Ракета-носитель "Циклон-2" разработана в ОКБ-586 (ныне Конструкторское бюро "Южное") под руководством Михаила Кузьмича Янгеля на базе тяжелой глобальной ракеты Р-36 (Орбитальной). Постановление правительства о создании ракеты Р-36-О вышло 16 апреля 1962 года, а в декабре 1965 года начались ее летно-конструкторские испытания. В ноябре 1969 года эта ракета была принята на вооружение. Глобальной она называлась потому, что была способна выводить головные части (ГЧ) на орбиту ИСЗ и обеспечивать их доставку к цели путем торможения ГЧ в заданный момент времени полета по круговой орбите ИСЗ. Ракета Р-36-О использовала самовоспламеняющиеся компоненты топлива (АТ+НДМГ) и при своем создании потеснила последнюю боевую ракету С.П.Королева - глобальную ГР-1.
Помимо орбитального варианта ракеты правительственным постановлением 1962 года предусматривалась разработка и тяжелой межконтинентальной ракеты Р-36. Ее ЛКИ начались в 1963 году на Байконуре, а серийное производство - в декабре 1965 года.
Ракеты Р-36 и Р-36-О послужили основой для создания космических носителей для запуска спутников военного назначения. Эскизное проектирование этих носителей, получивших впоследствии названия "Циклон" (по терминологии КБЮ "Циклон-2А") и "Циклон-2", началось в марте 1966 года.
Летно-конструкторские испытания РН "Циклон" начались в августе 1967 года (было 8 пусков, все успешные), а РН "Циклон-2" - в августе 1969 года. В дальнейшем применялась только РН "Циклон-2". Данный носитель отличается беспрецедентной надежностью. К 1 июля 1997 года запущено 101 РН. Все пуски - успешные.
2 января 1970 года было принято постановление о разработке трехступенчатого варианта носителя на базе РН "Циклон-2" и ступени С5М. Его ЛКИ проходили с 24 июня 1977 года по 12 февраля 1979 года (было 6 пусков) на космодроме Плесецк. "Циклон-3" был принят на вооружение и до сих пор эксплуатируется ВКС.
При создании ракетно-космического комплекса "Циклон" были внедрены новые подходы к организации работ по подготовке к пуску РН. Толчком к этому послужила страшная трагедия, разыгравшаяся 24 октября 1960 года на 41-й площадке Байконура при подготовке к пуску прототипа стратегической ракеты Р-16, разработанной в КБЮ. При взрыве ракеты на старте сгорели 59 человек, включая Главкома РВСН, Главного маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина. Еще 32 ракетчика скончались от ожогов в госпитале. Чудом оставшийся тогда в живых М.К.Янгель сформулировал упорно внедряемую затем в жизнь КБЮ концепцию "безлюдного" старта, нашедшую яркое воплощение в комплексах "Циклона" и "Зенита". Совместно с разработчиком стартового комплекса - КБ Транспортного машиностроения - днепропетровским конструкторам удалось полностью автоматизировать процесс подготовки и пуска этих РН. Создание автоматизированного ракетно-космического комплекса "Циклон" вывело отечественное космическое ракетостроение к середине 60-х годов на новый качественный уровень. И до настоящего времени этот комплекс не имеет аналогов за рубежом по своим эксплуатационным характеристикам.
Стартовый и технический комплексы РН "Циклон-2" были развернуты на площадках 90 и 92 "левого" фланга космодрома Байконур. На них ранее проходила ЛКИ ракета УР-200, разработанная в фирме В.Н.Челомея.
А для ракеты-носителя "Циклон-3" наземный комплекс был развернут на космодроме Плесецк.
Производство всех основных элементов добротных РН "Циклон-2" и "Циклон-3" осуществляется на Украине - конструкции и ДУ в Днепропетровске, а системы управления - в Харькове. Это обстоятельство в современных условиях делает перспективы РН "Циклон-2" и "Циклон-3" достаточно туманными. Начало летно-конструкторских испытаний - 1968 год Проведено пусков - всего 123, все успешно.
Стартовая масса, т | 176 |
Сухая масса (с головным обтекателем), т | 11,6 |
Масса полезного груза, выводимая на круговую орбиту высотой 200 км с наклонением 51 град., | т 2,9 |
Длина (без головного блока), м | 28,3 |
Наибольший поперечный размер, м | 3,6 |
Количество ступеней | 2 |
Первая ступень | |
Компоненты топлива: | |
- окислитель | АТ |
- горючее | НДМГ |
Стартовая масса, т | 122,3 |
Сухая масса, т | 6,4 |
Длина , м | 18,9 |
Наибольший поперечный размер, м | 3,6 |
Диаметр топливных баков, м | 3,0 |
Маршевый двигатель | РД-261 |
Тяга на Земле, кН | 2364 |
Тяга в пустоте, кН | 2643 |
Удельный импульс на Земле, Нс/кг | 2645 |
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг | 2957 |
Рулевой двигатель | РД-68М |
Тяга на Земле, кН | 285 |
Тяга в пустоте, кН | 328 |
Удельный импульс на Земле, Нс/кг | 2492 |
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг | 2865 |
Продолжительность работы маршевого ЖРД, с | 120 |
Продолжительность работы рулевого ЖРД, с | до 125 |
Вторая ступень | |
Компоненты топлива: | |
- окислитель | АТ |
- горючее | НДМГ |
Стартовая масса, т | 49,3 |
Сухая масса, т | 3,7 |
Длина, м | 9,4 |
Наибольший поперечный размер, м | 3,45 |
Диаметр топливных баков, м | 3,0 |
Маршевый двигатель | РД-262 |
Тяга в пустоте, кН | 941 |
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг | 3116 |
Рулевой двигатель | РД-69М |
Тяга в пустоте, кН | 54,3 |
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг | 2752 |
Продолжительность работы маршевого ЖРД, с | 160 |
Продолжительность работы рулевого ЖРД, с | до 163 |
Точность выведения | |
По высоте, км | до 30 |
По периоду обращения, с | до 15 |
По углу наклонения орбиты, угловых минут | до 4 |
Copyright © Страховая компания "Мегарусс", CD-ROM "Современные отечественные ракеты-носители", 1997 год.