Ракета-носитель "Протон-М"


Протон Из носителей, находящихся в эксплуатации в России, самым мощным является "Протон", который имеет стартовую тягу 900 т. Головной организацией является ракетно-космический центр им. Хруничева (РКЦХ).

Четырехступенчатая модификация СЛ-12 носителя "Протон" может доставлять около 4 т полезной нагрузки на геосинхронную переходную орбиту (ГСПО), что примерно на 200 кг больше аналогичной грузоподъемности носителя "Ариан 44LP" и почти на 500 кг меньше, чем у "Ариана 44L". Однако сейчас ведутся работы по модернизации "Протона", чтобы увеличить массу доставляемого им на геосинхронную орбиту груза.

В варианте трехступенчатого носителя СЛ-13 "Протон" может выводить 20 т на низкую околоземную орбиту (НОО). Послужной список запусков "Протона" включает 7 выведенных в советское время станций "Салют", станцию "Мир" и все ее модули.

За последние пять лет запусков "Протона" уровень его надежности оценивается величиной, превышающей 96 %.

Расположенный в Москве РКЦХ в состоянии полностью обеспечить сборку примерно 6 носителей коммерческого назначения и 12 "Протонов" по госзаказу в год.

Сейчас коммерческий запуск "Протона" стоит свыше 70 млн. долл., тогда как запуск "Ариана" стоит 70—120 млн. долл.

Всего с 1965 г. было осуществлено более 200 запусков носителей типа "Протон", из которых около 90% составили запуски четырехступенчатых носителей на геосинхронную орбиту. Первая ступень "Протона" развивает на старте тягу 900 т с помощью шести двигателей РД—253 тягой 150 т, РД-253 производимых предприятием "Энергомаш". В качестве окислителя двухкомпонентного топлива двигателей используется четырехокись азота, а в качестве горючего — несимметричный диметилгидразин (НДМГ).

Бак окислителя расположен в центре первой ступени. Каждый из шести двигателей, подвешиваемых вокруг бака окислителя, встроен в свой бак НДМГ. Отделение первой ступени вместе с двигателями происходит спустя 2 мин после старта и выработки 420 т топлива.

На тех же компонентах топлива, что и РД-253, работают и четыре двигателя РД-0210 второй ступени, развивающие суммарную тягу 240 т в течение 3,5 мин работы. Третья ступень, изготавливаемая РКК "Энергия", имеет один двигатель, который вместе с четырьмя верньерными соплами развивает тягу 64 т в течение 4 мин работы. Масса третьей и четвертой ступеней вместе с полезной нагрузкой составляет около 23 т. Четвертая ступень, выводящая нагрузку с промежуточной орбиты на геосинхронную, развивает тягу 8,8 т.

РКЦХ проводит работы по созданию модернизированного носителя "Протон М", первый запуск которого намечен на 1998 г. Запуски выпускаемых сейчас "Протонов" наносят ущерб окружающей среде безлюдных районов Казахстана в виде упавших первых и вторых ступеней с не до конца выработанным токсичным топливом. Казахское правительство обращалось к правительству России с просьбой удалить токсические вещества из обломков упавших ступеней.

В модернизированном носителе будет более полная выработка топлива, что снизит токсическое воздействие на окружающую среду. Двигатели первой ступени "Протона М" будут иметь повышенную на 7% удельную тягу. "Протон М" будет также оснащен цифровой навигационной системой, что расширит возможности по доставке спутников на орбиту.

В отличие от выпускаемых "Протонов", на которые может устанавливаться в качестве четвертой ступени только "Блок ДМ", изготавливаемый РКК "Энергия", на "Протон М" можно будет устанавливать разработанную в РКЦХ четвертую ступень "Бриз М". Двигатель "Бриз К" для этой ступени уже прошел летные испытания на переоборудованной для коммерческих запусков МБР "Рокот". В компоновке с четвертой ступенью "Бриз М" все четыре ступени носителя "Протон М" будут находиться под конструкторским надзором РКЦХ. Модернизированный носитель вместе с новой четвертой ступенью позволит выводить на ГСПО около 5,5 т полезной нагрузки, что примерно на 1,5 т больше, чем обычный "Протон".

После программы "Протон" должны последовать новые проекты космических аппаратов и носителей для эксплуатации в начале нового столетия.


По материалам статьи Крейга Ково "ПРОТОН" БРОСАЕТ ВЫЗОВ "АРИАНУ", ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК АВИАЦИИ И КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ/ ИЗДАНИЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ/ ЛЕТО 1995 ГОДА

История российской космонавтики Александр Красников