В ходе разработки "Бурана" для подтверждения аэродинамических расчетов и проверки работоспособности теплозащитных конструкций были произведены суборбитальные и орбитальные запуски летательных аппаратов "Бор-4" и "Бор-5".
Аппарат "Бор-4" представляет собой копию орбитального самолета системы "Спираль", выполненную в масштабе 1:2. Так же, как и "Спираль", он снабжен отклоняющимся крылом. "Бор-4" не запускался при работе над "Спиралью", но его решили применить для испытаний теплозащитного покрытия "Бурана". На нем были установлены реальные элементы конструкции - гибкая теплозащита, плитки из кварцевого волокна и обтекатель носка фюзеляжа, выполненный из материала "углерод-углерод". Аппарат "Бор-4" массой около 1,5 т выводился на орбиту высотой 225 км баллистической ракетой 65М-РБ5 и, совершив один виток вокруг Земли, снижался по траектории, близкой к траектории "Бурана".
Всего было произведено 5 запусков "Бор-4": один - суборбитальный, для проверки всего комплекса, и 4 орбитальных, зарегистрированных как:
|
при первых двух запусках аппараты приводнялись в Индийском океане, примерно в 900 км западнее Австралии, в следующих двух - в Черном море, западнее Крыма.
Аппарат "Бор-4" по аэродинамической схеме существенно отличался от "Бурана" и не мог использоваться для аэродинамических исследований. Для них была разработана геометрически подобная "Бурану" летающая модель масштаба 1:8 "Бор-5".
На этой модели определялись основные аэродинамические характеристики, тепловые и акустические нагрузки, оценивалась устойчивость. Аппарат "Бор-5" выводился на суборбиту ракетой К65М-РБ5, стартовавшей из Капустина Яра в сторону Балхаша.
Было произведено 5 запусков летающей модели:
|
Полеты аналога "Спирали" и летательных аппаратов "Бор-4" и "Бор-5" позволили не только ускорить разработку "Бурана", но и обосновать выбор аэродинамической схемы орбитальной ступени перспективной авиационно-космической системы МАКС.
Copyright © НПО "Молния"