Вальтер Гоманн

Годы жизни

1880, 18 марта - в городе Гардхейме (Оденвальд) в семье врача родился Вальтер Гоманн.

1886 - переезд в Африку (Порт-Элизабет) вместе с родителями.

1891 - окончание частной начальной школы там же. Для получения классического образования мальчик направлен родителями в Германию.

1891-1900 - обучение в гимназии в Вюрцбурге.

1900-04 - Мюнхен, Высшая техническая школа. Окончание с дипломом инженера в области гражданского строительства. Наряду с дисциплинами, имевшими прямое отношение к будущей специальности - математикой, теоретической механикой, непосредственно строительными предметами Вальтер прослушал специальный курс по баллистике (это было вызвано его собственным интересом к астрономии).

Позднее Гоманн напишет, что именно интерес к астрономии и баллистике привёл его к исследованию проблем механики космического полёта.

После окончания Высшей школы Гоманн работает в различных промышленных организациях: 1904-06 - Вена, 1906-08 - Берлин, 1908-09 - Ганновер, занимаясь вопросами строительства зданий, сооружений и мостов. Научная деятельность в этот период - исследования в области статики железобетонных конструкций.

1909-11 - Гоманн читает лекции в Ганноверском Техническом университете.

1911 - работа в строительной организации в Бреслау (ныне Вроцлав) Но работа в строительной области не приносила Гоманну удовлетворения.

1912 - должность инженера по гражданским сооружениям Главного строительного управления города Эссена. С Эссеном будет связана вся дальнейшая жизнь Вальтера Гоманна. Одновременно Гоманн работает в Отделении статики сооружений и Лаборатории исследования материалов. Он ведёт развёрнутые научные исследования в области статики сооружений (главным образом, железобетонных конструкций).

1911 - знакомство в работой В. Траберта "Основы космической физики".

1914 - начало самостоятельных исследований в области межпланетных сообщений. Гоманн, как и многие другие пионеры ракетной техники и космонавтики, начал интересоваться вопросами осуществления космических полётов ещё в юношеском возрасте под влиянием научно-фантастических романов Ж. Верна и К. Лассвитца.

1916 - Гоманн представляет в Аахенский Технический университет докторскую диссертацию, посвящённую проблемам сочетания старых и новых материалов в железобетонных конструкциях.

1920 - присуждение степени доктора технических наук (затяжка произошла вследствие Первой мировой войны).

1923 - Гоманн направляет свою рукопись по космонавтике в издательство Франка в Штутгарте. Через месяц она ему возвращена. Гоманн направляет рукопись в издательство Ольденбург (Мюнхен и Берлин), которое незадолго до этого издало две книги: Г. Оберт - "Ракета в космическое пространство" М. Валье - "Прорыв в космос"

1925 - книга Гоманна, получив положительные отклики этих авторов, издана под названием "Die Erreichbarkeit der Himmelskoerper" ("Достижимость небесных тел"). Она состоит из пяти разделов:

Последние два раздела наиболее интересны, так как расчёты здесь наиболее строги. Гоманн находит в этих разделах оптимальную в смысле расхода топлива траекторию перелёта: "... Эллипс, касающийся орбит обеих планет... является наилучшим вариантом траектории для полётов между ними".

При проведении расчётов Гоманн рассматривает идальную твёрдотопливную ракету, но допускает и применение жидкого топлива.

Кроме этого Гоманн рассматривает и другие виды эллиптических траекторий, например, эллипс, касающийся орбиты одной планеты и пересекающий другую. Дело в том, что эллиптическая траектория, оптимальная в энергетическом отношении, оказывается самой неудачной с точки зрения времени перелёта. Касание одной орбиты и пересечение другой позволяет резко сократить время перелёта, хотя и требует дополнительного расхода топлива на изменение вектора скорости аппарата при приближении к орбите планеты, являющейся целью высадки.

Эти траектории получили впоследствии название "траекторий Гоманна" (хотя Цандер получил аналогичные и даже более продвинутые результаты несколько ранее, но вовремя не публиковал их).

Кроме этого, Гоманн рассчитал потребное количество топлива для полётов на Луну, Венеру и Марс, определил начальные веса аппаратов и вычислил продолжительность полётов с учётом необходимости возвращения на Землю.

После выхода книги имя Вальтера Гоманна становится известным специалистам. Со многими из них он вступает в переписку.

1927, октябрь - Гоманн вступает в Общество космических полётов, созданное летом того же года в Бреслау, и входит в руководящий состав этого общества.

1928 - вторая работа Гоманна - "Пути и время перелётов, возможности осуществления посадки", опубликованная в сборнике "Возможность космического полёта". Область исследований расширена, рассмотрены полёты на Меркурий и Юпитер, предложено несколько новых траекторий, в частности, траектория, "проходящая мимо трёх планет" (Земля-Марс-Венера-Меркурий-Земля), что дало возможность сокращения времени перелёта почти вдвое.

После этого Гоманн не публикует более работ по космонавтике, хотя интересуется этими вопросами до конца жизни. Он неоднократно подчёркивал, что он не математик, а инженер. Но в космонавтике все его работы оказались связанными с теоретическими проблемами. Каких-либо экспериментальных и практических работ в этой области Гоманн не производил.

1931 - Гоманн избирается почётным членом Австрийского общества содействия исследования космического пространства.

1945, 11 марта - кончина Вальтера Гоманна в Эссене в возрасте 65 лет.

1946 - в Эссен приходит сообщение об избрании Гоманна членом-корреспондентом Французской секции астронавтики.

Теоретическое наследие Гоманна - понятия "эллипс Гоманна", "траектории Гоманна", "посадочный манёвр Гоманна". Его именем названы кратер на обратной стороне Луны, обсерватория и одна из улиц в Эссене, где он прожил последние тридцать с небольшим лет жизни. В родном Гардхейме установлена мемориальная доска.

По решению Международной академии астронавтики имя Вальтера Гоманна включено в число ведущих учёных мира, сыгравших наиболее существенную роль в развитии ракетно-космической науки и техники и в Международный зал космической славы в городе Аламогордо (США) в 1976 году.

Библиография:

Материал подготовил: Монахов C.C.


© Федерация Космонавтики, 2001