Прежде, чем Вы прочитаете данную статью, хочу предупредить, что
содержащаяся в ней информация не претендует на полноту изложения данной темы
и получена из открытых источников. Она, к моему глубокому сожалению, не
базируется на официальных документах, которые до сей поры не опубликованы.
Буду признателен всем, кто располагает дополнительной информацией о проекте
«Спираль» и сочтет возможным ей поделиться со мной.
О проекте «Спираль» пока написано не так уж и много. Это был один из самых
закрытов проектов в бывшем Советском Союзе, но и один из самых интересных. Он
был фантастичен по конструкторской смелости и дальновидности. А если бы его
удалось осуществить в те далекие годы, то возможно что развитие космонавтики
пошло по совершенно другим рельсам, чем это происходит теперь.
Работы над космической системой многоразового использования «Спираль»
были начаты в конструкторском бюро А.И.Микояна в 1965 году.
Прежде всего надо отметить, что сама идея создания аэрокосмической
системы родилась не в 1965 году, а гораздо раньше. Я не буду упоминать работы
К.Э.Циолковского, так как это были теоретические разработки, но скажу несколько слов
о более поздних работах, которые уже относились к практической космонавтике. В
июне 1957 года конструкторское бюро В.М.Мясищева получило задание на разработку
аппарата, с помощью которого предполагалось доставить человека в космос. Этот
аппарат получил наименование «ВКА-23 Мясищев 1960». ВКА в данном случае
означало «Воздушно-космический аппарат», а цифры 1960 - год, когда предполагалась
осуществить первый полет. Аппарат должен был представлять из себя двухместный
орбитальный самолет длиной 9 метров, с размахом крыльев 7,5 метров и массой около
6 тонн. Выведение его на орбиту предполагалось с использованием баллистической
ракеты. Чуть позднее конструкторским бюро П.В.Цыбина был предложен аналогичный
проект орбитального самолета, но уже в семиместном варианте. В тоже время
конструкторское бюро С.П.Королева выступило с идеей доставки человека в космос,
используя капсулу, размещенную в головной части ракеты-носителя (проект «Восток»).
Первоначально работы велись во всех трех КБ, но, когда стало ясно, что
использование ракеты является наиболее быстрым для реализации вариантом,
работы по «ВКА-23 Мясищев 1960» и по проекту Цыбина были закрыты.
Одновременно, в рамках происходившего тогда сокращения советской оборонной
промышленности, произошло объединение КБ Мясищева и Цыбина, а еще через
некоторое время все работы по орбитальному самолету были передоны в
конструкторское бюро В.Н.Челомея.
В КБ Челомея в начале 60-х годов велись работы по многим направлениям
развития космической техники. Среди этих работ был и «Ракетоплан Челомея». Узнать
что-то определенное об этом аппарате мне пока не удалось. Однако в книге
Н.П.Каманина «Скрытый космос» есть информация об официальном сообщении
Госкомиссии о пуске модели ракетоплана. Пуск был произведен 21 марта 1963 года с
использованием баллистической ракеты «Р-12». Ракетоплан набрал высоту 400
километров, вошел в атмосферу со скоростью 4 километра в секунду, пролетел 1900
километров и приземлился с помощью парашюта. Судя по тому, что ракетоплан летал
уже в 1963 году, можно судить о том, насколько далеко продвинулся Челомей в своих
разработках. Ракетоплан, как и все другие подобные системы, разрабатывался, в
первую очередь, для военных целей. Работы были прекращены после смещения
Н.С.Хрущева, поддержкой которого пользовался Челомей, с поста первого секретаря
ЦК КПСС в октябре 1964 года. После этого работы над ракетопланом были
прекращены, впрочем, как и многие другие проекты Челомея.
В 1962 году в КБ Микояна были начаты работы по проекту «50-50». Это также
был проект аэрокосмической системы и многое из него, впоследствии, было
использовано в проекте «Спираль».
Проект «Спираль» появился из соревнования двух конструкторских бюро: КБ
П.О.Сухого и А.И.Микояна. Оба КБ предложили сходные аэрокосмические системы, а
Сухой, к тому же, имел проект тяжелого бомбардировщика Т-4, который
предполагалось использовать в качестве носителя. Но в конце концов соревнование
закончилось в пользу Микояна. Так появился проект «Спираль».
Работы по проекту возглавил Глеб Евгеньевич ЛОЗИНО-ЛОЗИНСКИЙ. Система
должна была включать в себя орбитальный самолет с ракетным двигателем и
носитель. В качестве носителя рассматривались два варианта. В первом
предполагалось использовать сверхзвуковой самолет-носитель, который поднимал
орбитальный аппарат на высоту 25 - 30 километров и на скорости в шесть раз
превосходящей скорость звука от него должен был отделиться орбитальный аппарат.
Через несколько секунд после отделения, включался ракетный двигатель и аппарат
выходил на орбиту. После завершения программы полета, включался тормозной
двигатель, который переводил корабль на траекторию спуска. В атмосфере аппарат
планировал, а его приземление на посадочную полосу происходило с использованием
собственного турбореактивного двигателя. Взлетный вес системы составлял 115 тонн,
в том числе одноместного орбитального самолета - 10 тонн. Когда стало ясно, что
сроки создания самолета-носителя существенно отстают от сроков создания
орбитального аппарата, появился второй вариант выведения корабля на орбиту. Для
этого предполагалось использовать ракету-носитель «Союз» с установленным на ней
орбитальным аппаратом. Кстати, американцы, занимавшиеся в те годы разработкой
аналогичного аппарата «Dynasour», с самого начала предполагали использовать
именно такой вариант выведения аппарата на орбиту. Для этого предполагалось
модернизировать самый мощный, на тот момент, американский носитель «Titan-
2».
Основными задачами, которые должна была решать «Спираль» были научно-
технические эксперименты, наблюдение за земной поверхностью и инспекция
космических объектов. Так как система с самого начала создавалась для боевого
применения в космосе, то согласно информации из западных источников,
рассматривались различные варианты размещения на самолете систем вооружения,
начиная от традиционных (пушки и ракеты) и кончая перспективными (лазерное,
пучковое оружие и прочее). Да и сам вопрос инспекции в космосе означал, что любой
иностранный космический объект мог быть исследован на предмет установления его
назначения или для ликвидации.
Уже в 1967 году в отряде космонавтов была сформирована группа, которой
предстояло пройти подготовку к полетам на «Спирали». В нее вошли уже летавший в
космос Герман Степанович ТИТОВ, а также еще только готовившиеся к космическим
полетам Анатолий Васильевич ФИЛИПЧЕНКО и Анатолий Петрович КУКЛИН. Однако,
в 1968 году после гибели в авиакатастрофе Ю.А.Гагарина полеты по проекту были
отменены, а группа расформирована.
Первоначальный график работ предусматривал первый полет орбитального
самолета при использовании в качестве носителя ракеты на 1970 год, а первый полет с
использованием самолета-носителя - на 1977 год. Но этим планам не было суждео
сбыться. В конце 60-х годов работы были приостановлены, так как в это же время в
США были закрыты работы по проекту «Dynasour».
Из всего проекта «Спираль» осталось только создание модели орбитального
самолета для проведения аэродинамических испытаний. Такой аппарат был создан и
получил обозначение «МиГ-105.11». В некоторых источниках используются также
названия «ЭПОС» (Экспериментальный пассажирский орбитальный самолет) и
«Лапоть». «МиГ-105.11» представлял из себя одноместный аппарат длиной 8,5 метров,
с размахом крыльев 6,4 метра и массой 4220 килограммов. На самолете был
установлен турбореактивный двигатель РД-36-35К. Первый полет состоялся 11
октября 1976 года в Подмосковье. Аппарат стартовал с аэродрома, набрал высоту в
560 метров и, пролетев 19 километров, совершил посадку. 27 ноября 1977 года
состоялся следующий полет. Самолет был закреплен на бомбардировщике Ту-95К и на
высоте 5000 метров произошло его отделение от носителя. Восьмой, и последний,
полет состоялся в сентябре 1978 года. Во всех полетах «МиГ-105.11» пилотировал
А.Г.Фастовец.
[Авиард Григорьевич ФАСТОВЕЦ родился 5 июля 1937 года в городе Ковров
Владимирской области в семье служащего. Окончил 10 классов специальной школы
ВВС в г.Иваново. С 1954 года в армии. В 1955 году окончил военную авиационную
школу первоначального обучения летчиков, а в 1957 году - Качинское военное
авиационное училище летчиков. С 1965 года - в запасе. В 1967 году окончил школу
летчиков-испытателей и занялся испытательной работой. Заслуженный летчик-
испытатель СССР. За испытание и освоение новой авиационной техники и
проявленные при этом мужество и героизм 9 сентября 1976 года удостоен звания
Герой Советского Союза. Награжден орденом Ленина, Октябрьской Революции, «Знак
Почета», Медалями. Живет и работает в Москве.]
По данным Henry MATTHEWS, опубликовавшем в 1994 году в Бейруте (Ливан)
книгу «The Secret Story of the Soviet Space Shuttle», дальнейшие работы проводились в
рамках создания орбитального космического корабля «Ураган». Этот аппарат должен
был иметь длину 12,5 метров, размах крыльев 9,5 метров и массу около 13 тонн.
Разрабатывался он как перехватчик, вооруженный ракетами класса «космос-космос».
Для выведения на орбиту предполагалось использовать еще только создаваемую
ракету «Зенит-2». По данным пресс-службы Министертсва обороны США, выпустившей
в 1986 году специальный пресс-релиз, разработка проводилась как ответная мера
против военных миссий корабля многоразового использования системы «Space
Shuttle». Были проведены два набора в отряд космонавтов специально для полетов по
программе «Ураган». С 1978 года приступили к подготовке Иван Иванович БАЧУРИН,
Александр Сергеевич БОРОДАЙ, Владимир Емельянович МОСОЛОВ, Наиль
Шарипович САТТАРОВ, Александр Михайлович СОКОВЫХ и Виктор Мартынович
ЧИРКИН, а в 1985 году к ним присоединились Анатолий Павлович АРЦЕБАРСКИЙ,
Виктор Михайлович АФАНАСЬЕВ и Геннадий Михайлович МАНАКОВ. В 1987 году
программа «Ураган» была закрыта.
Следующие работы, которые имеют самое непосредственное отношение к
проекту «Спираль», было создание и испытание аппарата «БОР-4». При его создании
были использованы многие идеи, взятые из «Спирали», но применялся он для
испытаний теплозащитного покрытия, которое планировалось использовать на
советском корабле многоразового использования «Буран». По своим размерам «БОР-
4» был в два раза меньше, чем «Буран». Пуск производился с помощью ракеты-
носителя «Космос 11К65М» с космодрома Капустин Яр. Совершив один виток по орбите
аппарат опускался на водную поверхность. Всего было совершено пять полетов: один
по баллистической траектории (дата этого полета мне пока неизвестна) и четыре
орбитальных полетов. В те годы все полеты были скрыты безликим наименование
«Космос». Так, 4 июня 1982 года стартовал «Космос-1374», 16 марта 1983 года -
«Космос-1445», 27 декабря 1983 года - «Космос-1517», а 19 декабря 1984 года -
«Космос-1614». Дважды аппараты совершали посадку в Индийском океане, а дважды -
на Черном море. Подробнее смотри «БОР-
4»
В настоящее время в НПО «Молния» разрабатывается многоцелевая
авиационно-космическая система «МАКС». Возглавляет работы все тот же Глеб
Евгеньевич Лозино-Лозинский, предложивший в свое время «Спираль». Из-за
финансовых трудностей в России дела идут туго. Но хочется надеяться, что у
«МАКСа» будет более счастливая судьба, чем у его предшественников.
|