НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


Сертификат выдаётся после оплаты. Сведения о подписке.
net-admin.ru
RB2 Network

RB2 Network


Космические программы
Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

ПРОЕКТ «СПИРАЛЬ».



1998 год.



      Прежде, чем Вы прочитаете данную статью, хочу предупредить, что содержащаяся в ней информация не претендует на полноту изложения данной темы и получена из открытых источников. Она, к моему глубокому сожалению, не базируется на официальных документах, которые до сей поры не опубликованы. Буду признателен всем, кто располагает дополнительной информацией о проекте «Спираль» и сочтет возможным ей поделиться со мной.


      О проекте «Спираль» пока написано не так уж и много. Это был один из самых закрытов проектов в бывшем Советском Союзе, но и один из самых интересных. Он был фантастичен по конструкторской смелости и дальновидности. А если бы его удалось осуществить в те далекие годы, то возможно что развитие космонавтики пошло по совершенно другим рельсам, чем это происходит теперь.

      Работы над космической системой многоразового использования «Спираль» были начаты в конструкторском бюро А.И.Микояна в 1965 году.

      Прежде всего надо отметить, что сама идея создания аэрокосмической системы родилась не в 1965 году, а гораздо раньше. Я не буду упоминать работы К.Э.Циолковского, так как это были теоретические разработки, но скажу несколько слов о более поздних работах, которые уже относились к практической космонавтике. В июне 1957 года конструкторское бюро В.М.Мясищева получило задание на разработку аппарата, с помощью которого предполагалось доставить человека в космос. Этот аппарат получил наименование «ВКА-23 Мясищев 1960». ВКА в данном случае означало «Воздушно-космический аппарат», а цифры 1960 - год, когда предполагалась осуществить первый полет. Аппарат должен был представлять из себя двухместный орбитальный самолет длиной 9 метров, с размахом крыльев 7,5 метров и массой около 6 тонн. Выведение его на орбиту предполагалось с использованием баллистической ракеты. Чуть позднее конструкторским бюро П.В.Цыбина был предложен аналогичный проект орбитального самолета, но уже в семиместном варианте. В тоже время конструкторское бюро С.П.Королева выступило с идеей доставки человека в космос, используя капсулу, размещенную в головной части ракеты-носителя (проект «Восток»). Первоначально работы велись во всех трех КБ, но, когда стало ясно, что использование ракеты является наиболее быстрым для реализации вариантом, работы по «ВКА-23 Мясищев 1960» и по проекту Цыбина были закрыты. Одновременно, в рамках происходившего тогда сокращения советской оборонной промышленности, произошло объединение КБ Мясищева и Цыбина, а еще через некоторое время все работы по орбитальному самолету были передоны в конструкторское бюро В.Н.Челомея.

      В КБ Челомея в начале 60-х годов велись работы по многим направлениям развития космической техники. Среди этих работ был и «Ракетоплан Челомея». Узнать что-то определенное об этом аппарате мне пока не удалось. Однако в книге Н.П.Каманина «Скрытый космос» есть информация об официальном сообщении Госкомиссии о пуске модели ракетоплана. Пуск был произведен 21 марта 1963 года с использованием баллистической ракеты «Р-12». Ракетоплан набрал высоту 400 километров, вошел в атмосферу со скоростью 4 километра в секунду, пролетел 1900 километров и приземлился с помощью парашюта. Судя по тому, что ракетоплан летал уже в 1963 году, можно судить о том, насколько далеко продвинулся Челомей в своих разработках. Ракетоплан, как и все другие подобные системы, разрабатывался, в первую очередь, для военных целей. Работы были прекращены после смещения Н.С.Хрущева, поддержкой которого пользовался Челомей, с поста первого секретаря ЦК КПСС в октябре 1964 года. После этого работы над ракетопланом были прекращены, впрочем, как и многие другие проекты Челомея.

      В 1962 году в КБ Микояна были начаты работы по проекту «50-50». Это также был проект аэрокосмической системы и многое из него, впоследствии, было использовано в проекте «Спираль».

      Проект «Спираль» появился из соревнования двух конструкторских бюро: КБ П.О.Сухого и А.И.Микояна. Оба КБ предложили сходные аэрокосмические системы, а Сухой, к тому же, имел проект тяжелого бомбардировщика Т-4, который предполагалось использовать в качестве носителя. Но в конце концов соревнование закончилось в пользу Микояна. Так появился проект «Спираль».

      Работы по проекту возглавил Глеб Евгеньевич ЛОЗИНО-ЛОЗИНСКИЙ. Система должна была включать в себя орбитальный самолет с ракетным двигателем и носитель. В качестве носителя рассматривались два варианта. В первом предполагалось использовать сверхзвуковой самолет-носитель, который поднимал орбитальный аппарат на высоту 25 - 30 километров и на скорости в шесть раз превосходящей скорость звука от него должен был отделиться орбитальный аппарат. Через несколько секунд после отделения, включался ракетный двигатель и аппарат выходил на орбиту. После завершения программы полета, включался тормозной двигатель, который переводил корабль на траекторию спуска. В атмосфере аппарат планировал, а его приземление на посадочную полосу происходило с использованием собственного турбореактивного двигателя. Взлетный вес системы составлял 115 тонн, в том числе одноместного орбитального самолета - 10 тонн. Когда стало ясно, что сроки создания самолета-носителя существенно отстают от сроков создания орбитального аппарата, появился второй вариант выведения корабля на орбиту. Для этого предполагалось использовать ракету-носитель «Союз» с установленным на ней орбитальным аппаратом. Кстати, американцы, занимавшиеся в те годы разработкой аналогичного аппарата «Dynasour», с самого начала предполагали использовать именно такой вариант выведения аппарата на орбиту. Для этого предполагалось модернизировать самый мощный, на тот момент, американский носитель «Titan- 2».

      Основными задачами, которые должна была решать «Спираль» были научно- технические эксперименты, наблюдение за земной поверхностью и инспекция космических объектов. Так как система с самого начала создавалась для боевого применения в космосе, то согласно информации из западных источников, рассматривались различные варианты размещения на самолете систем вооружения, начиная от традиционных (пушки и ракеты) и кончая перспективными (лазерное, пучковое оружие и прочее). Да и сам вопрос инспекции в космосе означал, что любой иностранный космический объект мог быть исследован на предмет установления его назначения или для ликвидации.

      Уже в 1967 году в отряде космонавтов была сформирована группа, которой предстояло пройти подготовку к полетам на «Спирали». В нее вошли уже летавший в космос Герман Степанович ТИТОВ, а также еще только готовившиеся к космическим полетам Анатолий Васильевич ФИЛИПЧЕНКО и Анатолий Петрович КУКЛИН. Однако, в 1968 году после гибели в авиакатастрофе Ю.А.Гагарина полеты по проекту были отменены, а группа расформирована.

      Первоначальный график работ предусматривал первый полет орбитального самолета при использовании в качестве носителя ракеты на 1970 год, а первый полет с использованием самолета-носителя - на 1977 год. Но этим планам не было суждео сбыться. В конце 60-х годов работы были приостановлены, так как в это же время в США были закрыты работы по проекту «Dynasour».

      Из всего проекта «Спираль» осталось только создание модели орбитального самолета для проведения аэродинамических испытаний. Такой аппарат был создан и получил обозначение «МиГ-105.11». В некоторых источниках используются также названия «ЭПОС» (Экспериментальный пассажирский орбитальный самолет) и «Лапоть». «МиГ-105.11» представлял из себя одноместный аппарат длиной 8,5 метров, с размахом крыльев 6,4 метра и массой 4220 килограммов. На самолете был установлен турбореактивный двигатель РД-36-35К. Первый полет состоялся 11 октября 1976 года в Подмосковье. Аппарат стартовал с аэродрома, набрал высоту в 560 метров и, пролетев 19 километров, совершил посадку. 27 ноября 1977 года состоялся следующий полет. Самолет был закреплен на бомбардировщике Ту-95К и на высоте 5000 метров произошло его отделение от носителя. Восьмой, и последний, полет состоялся в сентябре 1978 года. Во всех полетах «МиГ-105.11» пилотировал А.Г.Фастовец.

      [Авиард Григорьевич ФАСТОВЕЦ родился 5 июля 1937 года в городе Ковров Владимирской области в семье служащего. Окончил 10 классов специальной школы ВВС в г.Иваново. С 1954 года в армии. В 1955 году окончил военную авиационную школу первоначального обучения летчиков, а в 1957 году - Качинское военное авиационное училище летчиков. С 1965 года - в запасе. В 1967 году окончил школу летчиков-испытателей и занялся испытательной работой. Заслуженный летчик- испытатель СССР. За испытание и освоение новой авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм 9 сентября 1976 года удостоен звания Герой Советского Союза. Награжден орденом Ленина, Октябрьской Революции, «Знак Почета», Медалями. Живет и работает в Москве.]

      По данным Henry MATTHEWS, опубликовавшем в 1994 году в Бейруте (Ливан) книгу «The Secret Story of the Soviet Space Shuttle», дальнейшие работы проводились в рамках создания орбитального космического корабля «Ураган». Этот аппарат должен был иметь длину 12,5 метров, размах крыльев 9,5 метров и массу около 13 тонн. Разрабатывался он как перехватчик, вооруженный ракетами класса «космос-космос». Для выведения на орбиту предполагалось использовать еще только создаваемую ракету «Зенит-2». По данным пресс-службы Министертсва обороны США, выпустившей в 1986 году специальный пресс-релиз, разработка проводилась как ответная мера против военных миссий корабля многоразового использования системы «Space Shuttle». Были проведены два набора в отряд космонавтов специально для полетов по программе «Ураган». С 1978 года приступили к подготовке Иван Иванович БАЧУРИН, Александр Сергеевич БОРОДАЙ, Владимир Емельянович МОСОЛОВ, Наиль Шарипович САТТАРОВ, Александр Михайлович СОКОВЫХ и Виктор Мартынович ЧИРКИН, а в 1985 году к ним присоединились Анатолий Павлович АРЦЕБАРСКИЙ, Виктор Михайлович АФАНАСЬЕВ и Геннадий Михайлович МАНАКОВ. В 1987 году программа «Ураган» была закрыта.

      Следующие работы, которые имеют самое непосредственное отношение к проекту «Спираль», было создание и испытание аппарата «БОР-4». При его создании были использованы многие идеи, взятые из «Спирали», но применялся он для испытаний теплозащитного покрытия, которое планировалось использовать на советском корабле многоразового использования «Буран». По своим размерам «БОР- 4» был в два раза меньше, чем «Буран». Пуск производился с помощью ракеты- носителя «Космос 11К65М» с космодрома Капустин Яр. Совершив один виток по орбите аппарат опускался на водную поверхность. Всего было совершено пять полетов: один по баллистической траектории (дата этого полета мне пока неизвестна) и четыре орбитальных полетов. В те годы все полеты были скрыты безликим наименование «Космос». Так, 4 июня 1982 года стартовал «Космос-1374», 16 марта 1983 года - «Космос-1445», 27 декабря 1983 года - «Космос-1517», а 19 декабря 1984 года - «Космос-1614». Дважды аппараты совершали посадку в Индийском океане, а дважды - на Черном море. Подробнее смотри «БОР- 4»

      В настоящее время в НПО «Молния» разрабатывается многоцелевая авиационно-космическая система «МАКС». Возглавляет работы все тот же Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, предложивший в свое время «Спираль». Из-за финансовых трудностей в России дела идут туго. Но хочется надеяться, что у «МАКСа» будет более счастливая судьба, чем у его предшественников.

Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.