НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


НОВОСТИ



Выпуск № 174, приложение


Архив новостей.

    СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:

      1. Летающий космодром уходит в небо.
      2. Американский физик критикует план Пентагона.
      3. "Мир" утопят к восьмому марта.
      4. Звездные войны в Женеве.



ЛЕТАЮЩИЙ КОСМОДРОМ УХОДИТ В НЕБО

          Начато переоборудование первого самолета под летающий космодром. Уникальная система "Воздушный старт" сделает Россию лидером на мировом космическом рынке.

          Под силу только "Руслану"

          ...Белоснежная махина плавно отрывается от взлетной полосы и ложится на заранее выверенный курс. Через несколько часов Ан-124-100 "Руслан" оказывается в расчетной точке, откуда и уйдет на космическую орбиту очередной спутник связи. Самолет забирается на 11- километровую высоту. Предстартовая проверка всех бортовых систем и вот уже медленно раскрываются створки расположенной в корме небесного гиганта транспортной рампы, обнажая закрепленный внутри самолета пусковой контейнер. Теперь экипажу предстоит выполнить молниеносный, требующий огромного мастерства маневр.
          Нос самолета поднимается вверх, машина начинает круто набирать высоту, готовясь выполнить фигуру высшего пилотажа "горка". Когда тангаж достигает 76 градусов, мощные поршни выталкивают из пускового контейнера двуступенчатую ракету. Кажется, что она просто выскользнула из стремительно набирающего высоту самолета. Теперь счет идет на секунды.
          Автоматически раскрывшиеся парашюты стабилизируют покинувшую "Руслан" 30-метровую ракету "Полет". Через 6 секунд включится двигатель первой ступени, за это время самолет успевает отойти от ракеты на безопасное расстояние. Схема запуска надежно отработана в ходе многократных испытаний, "зависнувшая" на парашютах ракета не может догнать стремительно удаляющийся "Руслан".
          Двигателю первой ступени, развивающему тягу в 190 тонн, предстоит разогнать 100-тонный "Полет" до скорости в 3,8 километра в секунду. Выработавшая топливо первая ступень отстреливается и уже двигатель второй ступени выводит спутник на заданную орбиту.
          ...Эта картинка - не из далекого будущего. Российские и украинские конструкторы, работающие над "Воздушным стартом", рассчитывают произвести первый запуск уже в 2003 году. Столь сжатые сроки создания перспективной аэрокосмической системы объяснить весьма просто - многие ее основные компоненты уже созданы и испытаны.

          Где начинается космос?

          Главное преимущество системы "Воздушный старт" - это возможность запустить ракету практически из любой точки планеты. Точнее - от 40 градусов южной широты до 60 градусов северной. Как известно, чем ближе к экватору, тем меньше энергии требуется для вывода ракеты в космос, вращаясь вокруг своей оси планета как бы "помогает" двигателям развить необходимую скорость.
          Немаловажно и другое - уникальная возможность выводить спутники на орбиты с наклонением от 0 до 115 градусов. Ни один космодром планеты не может похвастаться подобной "универсальностью". Для всех "космических гаваней" в зависимости от места их расположения существуют свои, весьма жесткие ограничения. И дело тут даже не в законах физики, а в международной политике.
          Траектории запуска с любого наземного космодрома жестко привязаны к районам падения отработавших свое ступеней ракет. Например, при запуске с Байконура ступени тех же "Протонов" падают в относительно безлюдных горах Алтая. Конечно, ни здоровья, ни спокойствия местному населению такие "подарки с неба" не прибавляют, но падают они все-таки на российской территории. А вот падение отработанной ступени на территории другого суверенного государства, пусть даже в безлюдном районе, оборачивается крупным международным скандалом. Достаточно представить, что произойдет, если ступень от запущенной с самого северного космодрома планеты - российского Плесецка - упадет на территорию США. Потому и существуют ограничения для любого космодрома планеты. Запускать ракеты разрешено лишь в строго заданном диапазоне наклонений.
          Ограничения зависят не только от районов падения отработанных ступеней. Если ракета пересечет границу суверенного государства на высоте менее 100 километров, то это расценивается как преднамеренное нарушение воздушного пространства. Со всеми выходящими отсюда последствиями. Так что запускать носители по слишком пологой траектории и "не в том" направлении тоже чревато серьезными дипломатическими осложнениями.
          Самыми оптимальными считаются траектории запуска, пролегающие над просторами Мирового океана. И границ нет, и ступени падают в "ничьих" водах. Но полностью реализовать такую схему пусков можно лишь с помощью "Воздушного старта".
          Есть еще один важный нюанс. На большинстве зарубежных спутников установлена электроника производства США. Заботясь о своих секретах, американцы откровенно боятся запускать спутники с Плесецка, Байконура или Свободного. И поэтому используют все свое внешнеполитическое влияние, чтобы иные сателлиты запускались откуда угодно, только не с территории России или Казахстана. На "Воздушный старт" эти ограничения не распространяются.

          Войны за звездный рынок

          Идея запуска космических ракет с самолета-носителя, который становится как бы многоразовой первой ступенью, не нова. Известно немало интересных проектов, как отечественных, так и зарубежных. Но создателям "Воздушного старта" удалось придумать и уже запатентовать принципиально новый способ отделения космической ракеты от самолета. А именно - десантирование через штатный грузовой люк. Модель была тщательно проработана в ведущих научных центрах, в частности в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), и прекрасно себя зарекомендовала.
          Американская корпорация "Боинг", пытающаяся реализовать подобный проект, избрала другой способ. В этом варианте ракета сидит "верхом" на самолете "Боинг-747". Но чтобы отделиться от него, приходится использовать отстреливающиеся через 15 секунд крылья, иначе набегающий поток воздуха никакими силами не сможет оторвать ракету от "спины" переоборудованного лайнера.
          Другой "изюминкой" проекта стал размещенный внутри Ан-124 транспортно-пусковой контейнер. С его использованием десантирование становится куда безопасней. Более того, на базовом российском аэродроме внутрь контейнера грузится лишь сама ракета-носитель. А спутник весом до трех-трех с половиной тонн можно смонтировать на нее в любой точке земного шара, на любом аэродроме с длиной взлетно-посадочной полосы не менее 3 километров - столько нужно могучему "Руслану".
          Многие основные элементы российско-украинского "Воздушного старта" не надо придумывать заново, они уже проверены временем. Не случайно в проекте участвуют РКК "Энергия", СНТК имени Н.Д. Кузнецова, АНТК имени О.К. Антонова, авиакомпания "Полет", ЦСКБ "Прогресс", КБ химавтоматики, АО "Моторостроитель", ЦАГИ, ЦНИИмаш, другие ведущие предприятия и институты двух стран.
          Небесный тяжеловоз Ан-124 "Руслан" летает не один десяток лет, машина доказала свою надежность и способность доставить стотонный груз в любую точку планеты. Двигатель НК-33, предусмотренный для первой ступени ракеты "Полет", создавался еще для лунного носителя Н-1. За десятилетия успешных запусков он показал надежность в 0,998. Двигатель второй ступени - 11Д58М давно используется в разгонных блоках и обладает не меньшей надежностью. Как говорят конструкторы, "отработан до звона". А ведь именно двигатели обходятся не менее чем в треть от стоимости любого ракетного проекта.
          Для "Воздушного старта" решили использовать готовые системы управления, ряд других проверенных временем разработок российских и украинских конструкторов. Новый перспективный комплекс весьма дешев по сравнению с подобными системами, которые спешно пытаются создать в США. Потому создание комплекса обойдется всего в 130 миллионов долларов. Сумма, по российским меркам, конечно, немалая. Но та же корпорация "Боинг", было взявшаяся за подобный воздушно-космический комплекс, оценивает свою работу в миллиарды долларов.
          По мнению генерального директора корпорации "Воздушный старт" Анатолия Карпова, реализация программы позволит серьезно упрочить позиции России на международном авиакосмическом рынке. Ведь сейчас в мире разрабатывается около 200 проектов легких космических аппаратов, которые проще и дешевле всего выводить на орбиту с помощью Ан-124 и ракеты "Полет". По прогнозам специалистов, за ближайшее двадцатилетие разные страны запустят около 1800-2000 легких спутников связи, навигации, экологического мониторинга...
          Вот здесь и сможет отличиться российско-украинский "Воздушный старт". Стоимость вывода спутников с помощью этой системы составит 5-6 тысяч долларов за килограмм полезного груза. Традиционный запуск с наземных космодромов требует затрат в 12-30 тысяч долларов за килограмм, с платформы "Морского старта" - 9 тысяч долларов. Нехитрые расчеты показывают, что, выполняя по 10-15 запусков в год, "Воздушный старт" окупит себя уже через 3-4 года.

          Вторая жизнь тяжеловесов

          На этой неделе на авиазавод в Ульяновск перегнали последний из четырех Ан-124, которые согласно распоряжению Правительства будут задействованы в "Воздушном старте". Предстоит переоборудовать и дооснастить переданные из Военно-воздушных сил машины, провести ремонт.
          В марте-апреле 2001 года проект "Воздушного старта" будет официально представлен межведомственной экспертной комиссии. По мнению конструкторов, надо кардинально усилить грузовую рампу, по которой будет "выходить" ракета, установить дополнительное электронное оборудование. И можно будет приступать к испытаниям. А первый коммерческий пуск планируется провести уже в 2003 году.
          Все это время переоборудованные машины без дела простаивать не будут. Вместе с двумя другими Ан-124 авиакомпании "Полет" им предстоит перебрасывать по воздуху ступени ракет, разгонные блоки, иную авиакосмическую технику с заводов на космодромы, в том числе зарубежные. А затем и самим трудиться в качестве летающих космодромов.

          Чистый старт - на керосине

          "Полет" для "Воздушного старта" обещает стать одной из самых экологически чистых ракет в мировой космонавтике. Спор, какое горючее лучше использовать для жидкотопливных носителей, идет не один десяток лет. Конечно, полвека назад мало кто задумывался об экологии, но сейчас вопрос этот праздным не назовешь. Кстати, именно разногласия в выборе топлива привели к многолетнему конфликту между двумя прославленными конструкторами ракетной техники - С.П. Королевым и В.П. Глушко, Королев отдавал предпочтение системам, использующим пару кислород - керосин, Глушко считал более перспективным подавать в двигатели высококипящий окислитель. Одна из его модификаций более известна как ядовитый гептил.
          Сейчас в ракетной технике применяются оба вида жидкого топлива. Но многолетний опыт показал, что контакт с гептилом и продуктами его распада весьма опасен, чего не скажешь о керосине. В результате, выбирая двигатели для "Полета", специалисты корпорации "Энергия", учитывая весь свой опыт, сделали выбор в пользу авиационного керосина. Упрощается заправка ракеты - ведь керосин есть на каждом аэродроме. При перевозке внутри "Руслана" такая ракета ведет себя весьма спокойно, резко снижается взрыво- и пожароопасность.

          На рынок - со своим спутником

          Рынок космических запусков считается одним из самых молодых, но стремительно развивающихся рынков высокотехнологичных услуг. Все больше стран создают свои системы космических телекоммуникаций, на орбиты выводятся навигационные спутники, космические аппараты мониторинга планеты. С орбиты удобно следить за положением дел в зонах стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций.
          Потому и развивается столь стремительными темпами международный рынок запусков, за последние десять лет его оборот вырос более чем в 10 раз.
          Полным ходом идет развертывание на низких орбитах целых группировок спутников глобальных систем связи, обеспечивающих в том числе и доступ в Интернет. Одновременно надо оперативно заменять выходящие из строя космические аппараты. Все они относятся к числу легких и, по прогнозам специалистов, в ближайшие два десятка лет на орбиту надо будет вывести порядка 2000 подобных машин, а потенциальные заказчики выложат за стартовые услуги десятки миллиардов долларов.

          Борис ТАЛОВ.

          "Российская газета", 16 февраля 2001 г.





АМЕРИКАНСКИЙ ФИЗИК КРИТИКУЕТ ПЛАН ПЕНТАГОНА
Бывший советник военного ведомства США уверен в технической несостоятельности НПРО

          Мюнхенская газета "Зюддойче цайтунг" опубликовала вчера интервью с профессором Массачусетского технологического института Теодором Постолом. Этот американский ученый-физик, а в прошлом еще и советник Пентагона, а также коллега советника по безопасности американского президента Кондолиззы Райс по Стэнфордскому университету известен как один из виднейших критиков планов создания национальной противоракетной обороны США, причем прежде всего по техническим причинам. Он доказывает, что НПРО никогда и ни при каких условиях нельзя сделать достаточно надежной, чтобы "улавливать" все ракеты противника.
          По словам ученого, технические трудности при создании НПРО носят принципиальный характер. Дело в том, говорит он, что "космический киллер, призванный уничтожить вражескую боеголовку, должен издалека выявить объект, который не только излучает собственную энергию, но еще и рефлектирует энергию Земли и Солнца. Первые два испытания показали, что система не может отличить боеголовки от муляжей. Противнику стоит лишь прикрепить на боеголовке несколько воздушных шаров (надувных легких ложных целей. - Е.Г.) или снабдить ее задымляющим устройством, и "убийца" уже будет сбит с толку. Может случиться и так, что враг, обладающий примитивными техническими вспомогательными средствами (а из этого, видя угрозу в государствах-изгоях, первоначально и исходили), поместит свои боеголовки на ракете необычным образом, тогда и надежно обнаружить такую ракету будет почти невозможно".
          Отвечая на вопрос о предположительной стоимости проекта НПРО, в связи с которой счетная палата конгресса называет цифру в 60 млрд. долларов, Теодор Постол полагает, что реальная цена будет не менее 100 миллиардов. "Но деньги не проблема, - говорит он. - Если бы система действительно имела шанс функционировать и если бы действительно существовала угроза для нашей страны, то деньги не играли бы роли - США достаточно богаты, чтобы позволить себе НПРО. Но для этого отсутствуют две предпосылки: техническая и еще более существенная, заключающаяся в том, что НПРО вызовет негативные реакции". В этой связи ученый считает, что "столь ненадежная система защиты может скорее провоцировать врага, чем обеспечивать оборону. НПРО - это настоящее приглашение, например, китайцам, которые сейчас модернизируют свой арсенал".
          Что же касается альтернатив планируемой системе, то Теодор Постол считает так: "В настоящее время все выглядит так, словно правительство США собирается защищаться также от России и Китая. Но предположим, что государства-изгои действительно внушают страх. Тогда следовало бы задействовать технические возможности "обороны на фазе ускорения", а именно - уничтожить ракеты противника с близлежащих рубежей уже в первые минуты после пуска".
          Любопытно также мнение профессора о том, следует ли европейцам, и в частности немцам, "не вмешиваться" в эту проблему. Он подчеркивает, что "неправильно представление, согласно которому НПРО является делом США, и ему все равно нельзя помешать. Негативные последствия затронут и Германию... Поэтому немцы должны поднять свой голос. Если же они и другие европейцы будут и впредь вести себя как подчиненные, то позже им придется пенять только на себя",- предупреждает американский ученый.

          Евгений ГРИГОРЬЕВ.

          "Независимая газета", 16 февраля 2001 г.





"МИР" УТОПЯТ К ВОСЬМОМУ МАРТА
Обломки станции должны упасть в океан западнее Австралии

          Главное, от чего зависит дата затопления орбитальной станции "Мир", - высота. Как только станция, чья орбита худеет на километр в день, снизится до 240 км, начнется процесс создания заключительной орбиты станции, наиболее безопасной для землян и удобной для Центра управления полетом. Об этом рассказал на пресс-конференции в Российском авиационно-космическом агентстве (РАКА) его руководитель Юрий Коптев.
          По предварительным расчетам, день "Х" наступит 8 марта. Тормозить будут двигателями транспортного корабля "Прогресс М1". Программа предусматривает четыре коррекции орбиты, в результате которых станция, которой сегодня исполняется 15 лет, должна частично сгореть в атмосфере, а частично упасть в океан западнее Австралии. Зона падения обломков по оптимальному варианту составит 200 км в ширину и 5-6 тысяч километров в длину.
          Как рассказал генеральный конструктор РКК "Энергия" Юрий Семенов, сейчас за станцией следят, рассчитывая ее траекторию, не только штатные баллистики, но также специалисты Института прикладной математики и военные из системы ПРО. Чтобы во время подготовки спуска, когда постоянно необходимо отслеживать траекторию и выдавать команды на коррекцию орбиты, обеспечить максимальную зону радиовидимости, налажена кооперация с иностранными наблюдательными пунктами, подготовлены инструкции по нейтрализации десятков нештатных ситуаций на последнем этапе полета.
          Комментируя обвал публикаций прошлой недели с призывами сохранить "Мир", Коптев назвал их "дремучей безграмотной информацией". "Мы не можем допустить, чтобы станция упала на кого бог пошлет, - сказал руководитель РАКА. - Нам всем повезло, что "Скайлэб" и "Салют-7", упавшие в свое время сами по себе, никого не задели". И напомнил, что сама операция по управляемому уводу с орбиты объекта такой массы является уникальной и даст бесценный опыт на будущее. В связи с чем он вспомнил, что при проектировании "Мира" в 1976 году никто не задумывался над проблемой его увода с орбиты, так же как сейчас никто всерьез не озабочен утилизацией Международной космической станции. Масса "Мира" сейчас 132 т, масса МКС в 2016 году, на который намечено окончание ее эксплуатации, составит 400 тонн.

          Николай ГОРИН.

          "Сегодня", 20 февраля 2001 г.





ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ В ЖЕНЕВЕ
На конференции по разоружению Китай выступил против планов США создать национальную систему ПРО

          Политика администрации Буша впервые стала объектом резкого обмена мнениями между представителями США и Китая. Пекин поддержал Москву в противодействии планам администрации Джорджа Буша по развертыванию национальной системы противоракетной обороны. В Женеве в ходе работы конференции ООН по разоружению китайский представитель Ху Сяоди выразил серьезную озабоченность своей страны испытаниями, проведенными Пентагоном в январе в рамках подготовки к развертыванию национальной ПРО. "Это неопровержимо показывает, что вынесение оружия в космическое пространство неизбежно", - подчеркнул представитель КНР. По его словам, наиболее срочная задача конференции состоит в том, чтобы не допустить тенденцию вывода оружия в космос и обеспечить строгое соблюдение Договора по ПРО 1972 года.
          Китай обусловил принятие рабочей программы конференции созданием специального комитета для разработки международного соглашения о запрещении вывода оружия в космос. США - единственная из 66 стран-участниц конференции, которая возражает против этого. Роберт Грей заявил, что Вашингтон считает достаточным соблюдение договора 1967 года, запрещающего вывод в космос ядерного оружия. По его словам, в любых дальнейших переговорах по космосу должны учитываться "определенные военные и коммерческие реальности".
          Осведомленные китайские источники в Женеве говорят, что тенденции, проявляющиеся в подходе администрации Буша к внешней политике, вызывают озабоченность в Пекине. По их словам, для неофициального зондажа намерений Вашингтона в США направлены трое высокопоставленных китайских дипломатов, ранее работавших в этой стране. Они пытаются выяснить подход новой администрации к четырем вопросам: созданию системы противоракетной обороны, правам человека в Китае, проблемам Тайваня и запрещенной Пекином религиозной секты "Фалун Гонг".
          Тем временем в Пекине, где канадский премьер Жан Кретьен пытался убедить китайского лидера Цзян Цзэминя принять предложение Вашингтона о переговорах по противоракетной обороне, представитель МИД Китая Чжу Банцао заявил: "Китай хочет вести обсуждения со всеми странами, включая Соединенные Штаты, с целью сохранить Договор по ПРО и предпринять новые усилия по международному разоружению".
          Покидая пост председателя конференции по разоружению, канадский посол Кристофер Уэстдейл выразил сожаление, что так и не удалось добиться принятия программы работы: "Консенсус был недостижим из-за отсутствия согласия по проблеме предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве". Иными словами, конференция, едва подойдя к общему подходу, уперлась в новый тупик, созданный планами администрации США развернуть национальную ПРО.

          Игорь СЕДЫХ.

          "Сегодня", 20 февраля 2001 г.





Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2012. Энциклопедия "Космонавтика". Последние космические новости.
Последнее обновление 31.12.2012.