НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


Публикации

"КОСМОС - СФЕРА ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ"

Интервью с Командующим Космическими войсками России генерал-полковником Анатолием Перминовым





       Биографическая справка: Анатолий Николаевич Перминов родился 16 июня 1945 года в Кировской области.
       В 1967 году окончил Пермское высшее военное командно-инженерное училище.
       В 1976 году окончил командный факультет Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского.
       После окончания в 1991 году Военной академии Генерального штаба ВС СССР был назначен начальником Государственного научно-исследовательского испытательного полигона МО "Плесецк". Под его руководством осуществлено более ста запусков космических аппаратов и учебно-боевых пусков ракет.
       С ноября 1994 года - первый заместитель начальника Главного штаба РВСН, с 1 сентября 1997 года начальник Главного штаба РВСН - первый заместитель Главнокомандующего РВСН.
       Указом Президента РФ от 28 марта 2001 года № 371 назначен командующим Космическими войсками.
       Награжден 3 орденами и многими медалями. Кандидат технических наук, профессор Академии военных наук, Заслуженный машиностроитель Российской Федерации.

       - День Космических войск России отмечается сегодня, 4 октября 2002 года, и связан с запуском первого искусственного спутника Земли, который состоялся 45 лет назад, в 1957 году. Какое значение, на Ваш взгляд, имеют два этих события для Космических войск?

       - 4 октября 1957 года человечество праздновало свою первую победу над земным тяготением. В этот день отечественная ракета достигла первой космической скорости и вывела на орбиту вокруг Земли первый в мире искусственный спутник. Так было положено начало космической эры в истории человечества.
       Сейчас ни для кого не является секретом, что запуск первого спутника и наблюдение за его полетом были осуществлены воинскими формированиями космодрома Байконур, в том числе командно-измерительным комплексом, так что это событие по праву можно считать днем рождения частей космического назначения.
       4 октября - День Космических войск мы рассматриваем с одной стороны как признание заслуг ветеранов Вооруженных Сил, принимавших непосредственное участие в подготовке и запуске первого искусственного спутника Земли, а с другой стороны - как высокую ответственность за поддержание и развитие военно-космической деятельности на уровне, достойном государства - первооткрывателя космической эры.

       - Активная космическая деятельность является важным свидетельством экономической и научно-технической мощи государства и, в тоже время, она выступает непременным условием его развития в современных условиях. По каким основным направлениям осуществляется сегодня в России эта деятельность?

       - Я бы даже сказал, что она становится ключевым фактором развития. Сегодняшний день просто немыслим без космической связи и навигации, многих других космических систем.
       Что же касается основных направлений развития космической деятельности, то я бы выделил, в первую очередь, космическую навигацию. Сегодня каждый самолет, каждый корабль, совершающий международные рейсы должен быть в обязательном порядке оснащен приемником спутниковых навигационных сигналов. А глобальных спутниковых систем навигации всего две: американская - Навстар и наша - ГЛОНАСС. Это огромный рынок космических услуг. Поэтому проблеме развития отечественной космической навигации уделяется особое внимание на высшем государственном уровне, разработана и успешно реализуется соответствующая Федеральная целевая программа.
       Далее это дистанционное зондирование Земли. Даже при значительных затратах на создание космических комплексов картографии и разведки полезных ископаемых это выгодное вложение денег. Этот рынок динамично развивается, все большее количество стран хотят обладать собственными системами дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Причем следует понимать, что между космической разведкой и дистанционным зондированием Земли грань весьма условная. Именно поэтому информация систем ДЗЗ активно используется в интересах обороны и безопасности и, наоборот.
       Третье направление - это связь. Здесь достаточно привести только один пример: без наличия отечественной космической группировки КА связи и ретрансляции просто немыслимо телевизионное вещание в Сибири и на Дальнем востоке.
       Четвертое направление, это средства выведения КА. Как я уже сказал, все большее число стран желает и обзаводится своими спутниками. Но их же нужно вывести на орбиту. Россия одна из немногих стран, которая обладает такими возможностями.
       Есть и еще направления, об этом можно долго говорить. В космосе перспектива развития и экономики, и военного дела.

       - Какими объективными причинами было вызвано создание Космических войск как отдельного рода в 2001 году?

       - Пожалуй, таких причин было несколько. Остановлюсь на наиболее значимых, с моей точки зрения.
       Космос становится сферой жизненно важных интересов ведущих мировых государств. Расширение его использования в социально-экономических целях обуславливает устойчивую тенденцию к усилению зависимости экономической мощи и социального благополучия страны от масштабов и эффективности ее космической деятельности. В связи с этим в мире усиливается конкуренция за обладание орбитально-частотными и другими космическими ресурсами. Поэтому, уже сейчас защита национальных экономических интересов в космической сфере рассматривается ведущими мировыми государствами как объективная необходимость.
       С другой стороны, специфические свойства космического пространства, такие как глобальность, экстерриториальность и возможность обеспечения непрерывности присутствия, обуславливают все возрастающую зависимость эффективности вооруженной борьбы на суше, на море и в воздухе от эффективности использования космических военных систем, в первую очередь информационных.
       В настоящее время в военном деле имеет место тенденция к обеспечению подавляющего военного превосходства над противником в первую очередь за счет достижения информационного превосходства. А оно может быть достигнуто только при условии широкого применения космических информационных технологий. Космическая информация является ключевым элементом современных и перспективных систем высокоточного оружия, без нее невозможна эффективная реализация стратегии быстрого реагирования и опережающего воздействия. Другими словами, космос уже стал неотъемлемой частью военного потенциала ведущих мировых держав, и его вклад в этот потенциал неуклонно возрастает.
       Однако высокая стоимость космических военных систем и необходимость максимально эффективного использования их потенциала обуславливает развитие космических военных технологий как универсальных межвидовых средств. Одни и те же космические аппараты, системы и комплексы могут и должны одновременно использоваться в интересах сухопутных, морских и воздушных сил и средств, обеспечивать действия стратегических ядерных сил, а также функционирование гражданской инфраструктуры государства.
       В связи с этим объективно возникла необходимость усиления централизации военно-космической деятельности в масштабах Вооруженных Сил, создания единой вневидовой вертикали управления этой деятельностью. Понимание этого и явилось одной из причин создания Космических войск как отдельного рода войск.
       Замечу, что в данном вопросе Россия не является исключением. Анализ последних решений военно-политического руководства США по вопросам реорганизации и совершенствования управления военно-космической деятельностью позволяет сделать вывод о том, что усиление централизации военного космоса является мировой тенденцией, обусловленной современным ходом развития теории и практики военного дела.
       Теперь о причинах военно-технического характера. Видовая подчиненность военно-космической деятельности объективно вела к тому, что развитие элементной, агрегатно-приборной и производственной базы космических средств интегрировалась с развитием других средств вооружения вида. Однако в этом случае невозможно обеспечить максимальную эффективность тактико-технических характеристик космических систем и комплексов как межвидовых средств.
       Для устранения этой дилеммы при видовой подчиненности военного космоса требовалась организация жесткого надвидового контроля за распределением выделенных ресурсов на развитие космических средств и других средств вооружения. То есть фактически управление развитием космических средств вооружения все равно необходимо было организовывать на вневидовом уровне.
       Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что создание Космических войск было вызвано объективными мировыми экономическими и военными тенденциями. Оно было тщательно взвешенным, всесторонне продуманным и, безусловно, способствовало повышению эффективности военно-космической деятельности, обороны и безопасности Российской Федерации.

       - Ныне активно идет процесс реформирования Вооруженных Сил России. По каким направлениям развиваются Космические войска сегодня, что сделано за прошедшие полтора года?

       - Развитие Космических войск осуществляется в соответствии с общей концепцией развития Вооруженных Сил Российской Федерации. Суть этой концепции заключается в обеспечении необходимого уровня обороны и безопасности государства при одновременном сокращении расходов, в первую очередь за счет глубокой модернизации систем и средств вооружения, доведения их характеристик до уровня, не уступающего лучшим мировым образцам, в том числе и по показателям "эффективность - стоимость - реализуемость".
       Исходя из такого подхода, основные направления реформирования и развития Космических войск в первую очередь связаны с переходом на использование перспективных космических систем и комплексов, средств предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны и контроля космического пространства нового поколения.
       Эти средства создаются с учетом требований многофункциональности и универсальности, существенного улучшения характеристик по предназначению и повышения срока активного существования. Одновременно, ввод их в строй должен обеспечить снижение стоимости, ресурсоемкости и трудоемкости эксплуатации, в том числе сокращение численности обслуживающего и обеспечивающего персонала.
       Основной трудностью при этом является то, что одновременно с созданием перспективных средств вооружения, мы должны решать задачу преодоления последствий кризиса финансирования военного строительства, имевшего место в конце прошедшего десятилетия, недопущения перерывов в решении задач и поддержания хотя бы минимально необходимого уровня военно-космической деятельности в интересах обеспечения национальной безопасности.
       В этих условиях приняты решения: об обеспечении минимально необходимого уровня выполнения задач за счет использования имеющихся на вооружении средств на пределе их технического ресурса; об изготовлении, поставках и проведении запусков стоящих на вооружении КА только в минимально необходимом объеме. Высвободившиеся таким образом ресурсы используются для форсирования работ по созданию перспективных систем и комплексов вооружения.
       Понятно, что поддержание и применение имеющихся на вооружении средств обеспечивается при этом за счет высокой квалификации, профессионализма и самоотверженной работы личного состава, эффективной организации его деятельности, а также за счет созданного нашими предшественниками запаса ресурса и сроков службы вооружения Космических войск.
       Данный подход дает положительный эффект. За прошедшие полтора года достигнут значительный прогресс в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию перспективных образцов вооружения. В ближайшие 2-3 года ожидается начало летных испытаний целого ряда ключевых космических систем и комплексов, ввод в эксплуатацию радиолокационных средств нового поколения для систем предупреждения о ракетном нападении и противоракетной обороны, завершение создания новых современных средств системы контроля космического пространства. В этом году мы уже успешно провели испытания целого ряда перспективных средств. Среди них новые оптико-электронные и радиотехнические средства контроля космического пространства и локации, средства управления и выведения КА.
       Конечно, такой прогресс мы не можем считать заслугой Космических войск. Вопросам поддержания и развития военно-космической деятельности и ракетно-космической обороны в последние годы уделяется повышенное внимание практически всех органов высшего военно-политического управления государства: Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства, Совета Безопасности, Министерства обороны и Генерального штаба. Возникающие при этом проблемные вопросы, в том числе связанные с финансированием работ, оперативно рассматриваются, своевременно принимаются необходимые решения. В 2000 и 2001 годах практически в наиболее полном объеме было обеспечено финансирование Государственной программы вооружения в части, касающейся развития военного космоса.

       - В структуру Космических войск вошли и войска Ракетно-космической обороны, которые развивались отдельно и лишь последние четыре года вместе с Военно-космическими силами в составе РВСН. Чем это обусловлено?

       - Причин здесь несколько.
       Во-первых, это одна сфера применения - космос. Обеспечение эффективности предупреждения о ракетном нападении и противоракетной обороны тесно связано с необходимостью использования космических средств. Уже сейчас системы ПРН России и США построены с использованием космического эшелона.
       Проработка возможных путей повышения боевых возможностей ПРО, в частности проведенная в рамках американских работ по созданию глобальной системы ПРО, показывает, что существенное повышение эффективности такой системы, может быть обеспечено только при условии широкого использования элементов космического базирования.
       Во-вторых, как я уже говорил, мировые тенденции использования космоса в социально-экономических и военных целях обуславливают актуальность задачи обеспечения национальной безопасности в сфере космической деятельности. В частности это относится к необходимости обеспечения независимости космической деятельности государства и принятия государственных мер по защите интересов Российской Федерации в космосе.
       Конечно, в первую очередь мы должны стремиться к несиловому решению данной задачи, то есть к созданию международно-правового режима, обеспечивающего недопущение размещения оружия в космосе, а также на запрещение преднамеренного воздействия по космическим средствам, направленного на снижение космического потенциала государства.
       Однако, повышение вклада космических средств в экономический и военный потенциал ведущих мировых государств, в том числе и России, обуславливает необходимость защиты национальных интересов в космосе всеми доступными способами, в том числе и силовыми.
       А для этого необходимо точно знать, что там происходит. Для этого существует и успешно развивается система контроля космического пространства. Кроме того, ни один запуск космического аппарата не проводится без тщательного просчета траектории ее вывода на околоземную орбиту. В ближнем космосе накопилось уже достаточное количество "космического мусора" - это верхние ступени ракет и их отделяемые части, прекратившие работу космические аппараты.
       Таким образом, формирование Космических войск на базе объединений, соединений и воинских частей ракетно-космической обороны, запуска и управления КА обусловлено, с одной стороны, соображениями повышения эффективности существующих систем и средств вооружения, а с другой стороны учетом перспективы обеспечения в будущем эффективной защиты национальных интересов и сдерживания агрессии в космосе, из космоса и с использованием космоса.

       - Обеспечение независимой космической деятельности России - одна из важнейших задач, что означает это для Космических войск в ближайшей перспективе?

       - Независимость космической деятельности предполагает возможность государства самостоятельно обеспечить доступ и постоянное присутствие в космическом пространстве, реализовать социально-экономические, военные, научные и другие потребности в использовании космоса, а также исключение дискриминационных мер со стороны других государств, направленных на ограничение доступа или свободы действий Российской Федерации в космосе.
       Само по себе существование Космических войск является одним из факторов обеспечения независимости космической деятельности, так как именно на эти войска возложена задача обеспечения всего комплекса потребностей государства по использованию космического пространства в интересах обороны и безопасности.
       На сегодняшний день задача обеспечения независимости военного использования космоса решается по двум основным направлениям: обеспечение гарантированного доступа в космос и эффективное применение имеющихся на вооружении космических средств в интересах обороны и безопасности государства, недопущение критического отставания от ведущих мировых государств в уровне решения этих задач.
       Что касается проблем гарантированного доступа в космос, то они в основном определяются необходимостью обеспечения возможности запуска всех космических аппаратов военного назначения в любых условиях обстановки.

       - Потенциал для решения столь важной задачи как обеспечение космической деятельности России на уровне, достойном нашего государства, безусловно есть, а как он будет реализовываться, и какое место в этом процессе отведено Космическим войскам?

       - В первую очередь это означает восстановление количественных и качественных показателей орбитальной группировки и доведение этих показателей до уровня ведущих мировых государств, но на качественно новом уровне.
       Общая тенденция хронического отставания бывшего СССР в некоторых современных технологиях сказалась на такой чувствительной к этому сфере - космической деятельности.
       Все это вместе потребовало принятия экстренных мер по преодолению критического состояния военно-космической деятельности. Эти меры реализуются в настоящее время и носят комплексный характер, от пересмотра политики государственного финансирования военного космоса до совершенствования системы контроля за ходом выполнения опытно-конструкторских работ и системы эксплуатации космических средств.
       В целом на сегодняшний день можно говорить о том, что процесс деградации орбитальной группировки приостановлен. В 2001 году впервые за последние годы был в полном объеме выполнен график запусков КА военного назначения. Это позволило не допустить сокращения количественного состава орбитальной группировки и сделать первые, но уверенные шаги в улучшении ее качественных показателей.
       Однако говорить о преодолении критического состояния военно-космической деятельности пока еще рано. Развитие кризиса остановлено, но объективные причины, его порождающие, продолжают существовать. Последствия кризиса можно полностью преодолеть только тогда, когда будут введены в строй создаваемые сегодня перспективные космические системы и комплексы, которые обеспечат качественно новый уровень тактико-технических характеристик при одновременном сокращении количественного состава орбитальной группировки, интенсивности запусков КА и снижении эксплуатационных расходов.
       Именно эта задача рассматривается сейчас как главное направление деятельности Космических войск. На ее решение направлены и наши планы реформирования, и деятельность органов управления, объединений, соединений и частей, и работа с предприятиями ракетно-космической отрасли.

       - Реалии сегодняшнего дня таковы, что космические системы и комплексы создаются ценой значительных затрат ресурсов (финансовых, научных, производственных и природных), все это при условии необходимости строжайшей экономии средств, выделяемых государством. Как удается решать эту проблему?

       - Действительно, космическая деятельность, обеспечивая значительное повышение социально-экономического и военного потенциала государства, является, в то же время, чрезвычайно ресурсоемкой. Поэтому ее реализация должна строиться по принципу максимально эффективного использования космических средств и всей космической инфраструктуры. Практически все ведущие космические державы стремятся при создании перспективных космических средств обеспечить их многофункциональность, унификацию и длительный срок активного существования с целью максимизации объема решаемых задач при одновременной минимизации номенклатуры и количественного состава орбитальных группировок.
       Не является исключением и Россия.
       С целью снижения затрат на создание, развертывание и поддержание перспективных космических систем, большинство из них создаются как средства двойного (военного и гражданского) назначения, способные одновременно решать военные, социально-экономические и научные задачи. В данном направлении Космические войска тесно взаимодействуют с Росавиакосмосом, предприятиями промышленности и Российской академией наук.
       Другим источником снижения затрат на военно-космическую деятельность является унификация элементной, агрегатно-приборной и производственной базы космических средств. В этом направлении за полтора года существования Космических войск принят целый ряд важнейших решений. Обеспечение рационального уровня унификации космической техники на сегодняшний день является одним из основных направлений нашей военно-технической политики.
       Еще один источник - концентрация усилий на отдельных ключевых направлениях. Для этого нужна четкая расстановка приоритетов в развитии космических средств. Тогда даже ограниченных ресурсов будет достаточно для развития военно-космической деятельности.
       И, наконец, не могу не сказать еще об одном: мировой опыт развития военного дела показывает, что несмотря на значительную ресурсоемкость, расширение военного использования космоса на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных направлений развития систем вооружения по критерию эффективность - затраты. Поэтому в мире имеет место устойчивая тенденция к увеличению доли расходов на развитие военного космоса в общих военных расходах.
       Мы должны совершенно четко осознавать: поддержание и развитие военно-космической деятельности требует значительных затрат, но без нее сегодня невозможно обеспечить стратегическую стабильность в мире.

       Беседовал Вячеслав Давиденко,
       Начальник Пресс-службы Космических войск



Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2002. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 06.10.2002.