Нижеприведенная статья была опубликована в газете "Труд-7" от 13
апреля 2000 года. Печатается с разрешения редакции.
ЗВЕЗДНЫЙ
ЯРД РОССИИ
ЯДЕРНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СОЗДАН И ИСПЫТАН НАШИМИ УЧЕНЫМИ,
НО ВЫНУЖДЕН ПЫЛИТЬСЯ В МУЗЕЕ
|
Атомный двигатель для космических ракет - казалось бы, далекая
мечта писателей-фантастов - был, оказывается, не только разработан в
сверхсекретных конструкторских бюро, но и изготовлен, а затем испытан на
полигонах. "Это была нетривиальная работа", - говорит генеральный
конструктор Воронежского федерального государственного предприятия "КБ
химавтоматики" Владимир Рачук. В его устах "нетривиальная работа"
означает очень высокую оценку сделанного.
"КБ химавтоматики", хотя и имеет отношение к химии (изготавливает насосы
для соответствующих отраслей промышленности), на самом деле является одним из
уникальных, ведущих в России и за рубежом центров ракетного двигателестроения.
Предприятие было создано в Воронежской области в октябре 1941 года, когда
гитлеровские войска рвались к Москве. В то время КБ разрабатывало агрегаты для
боевой авиационной техники. Однако в пятидесятые годы коллектив переключился на
новую перспективную тематику - жидкостные ракетные двигатели (ЖРД). "Изделия" из
Воронежа были установлены на "Востоках", "Восходах", "Союзах", "Молниях",
"Протонах"...
Здесь, в "КБ химавтоматики", создан и самый мощный в стране однокамерный
кислородно-водородный космический "мотор" тягой в двести тонн. Он использовался в
качестве маршевого двигателя на второй ступени ракетно-космического комплекса
"Энергия-Буран". Воронежские ЖРД установлены на многих военных ракетах
(например, SS-19, известных как "Сатана", или SS-N-23, запускаемых с подводных
лодок). Всего было разработано около 60 образцов, 30 из которых доведено до
серийного производства. В этом ряду наособицу стоит ядерный ракетный двигатель
РД-0410, который создавался совместно со многими оборонными предприятиями, КБ и
НИИ.
Один из основоположников отечественной космонавтики Сергей Павлович
Королев рассказывал, что о силовой атомной установке для ракет мечтал еще с 1945
года. Очень заманчиво было использовать могучую энергию атома для покорения
космического океана. Но в то время у нас и ракет-то не было. А в середине 50-х
советские разведчики сообщили, что в США полным ходом идут исследования по
созданию ядерного ракетного двигателя (ЯРД). Эта информация была сразу же
доведена до высшего руководства страны. Скорее всего, с ней был ознакомлен и
Королев. В 1956-м в секретном докладе о перспективах развития ракетной техники он
подчеркивал, что ядерные двигатели будут иметь очень большие перспективы.
Впрочем, все понимали, что реализация идеи сопряжена с огромными трудностями.
Атомная электростанция, к примеру, занимает многоэтажный корпус. Задача состояла в
том, чтобы превратить это большое здание в компактную установку величиной с два
письменных стола. В 1959 году в Институте атомной энергии состоялась весьма
знаменательная встреча "отца" нашей атомной бомбы Игоря Курчатова, директора
Института прикладной математики, "главного теоретика космонавтики" Мстислава
Келдыша и Сергея Королева. Фотография "трех К", трех выдающихся людей,
прославивших страну, стала хрестоматийной. Но мало кто знает, что именно
обсуждали они в тот день.
- Курчатов, Королев и Келдыш вели разговор о конкретных аспектах создания
ядерного двигателя, - комментирует фотографию ведущий конструктор атомного
"мотора" Альберт Белогуров, более 40 лет работающий в воронежском КБ. - Сама идея
к тому времени уже не казалась фантастической. С 57-го, когда у нас появились
межконтинентальные ракеты, конструкторы Средмаша (министерства, занимавшегося
атомной тематикой) стали заниматься предварительными проработками ядерных
двигателей. После встречи "трех К" эти исследования получили новый мощный
импульс.
Атомщики трудились бок о бок с ракетчиками. Для ракетного двигателя взяли
один из самых компактных реакторов. Внешне это сравнительно небольшой
металлический цилиндр диаметром около 50 сантиметров и длиной примерно метр.
Внутри - 900 тонких трубок, в которых находится "горючее" - уран. Принцип работы
реактора сегодня известен и школьникам. Во время цепной реакции деления атомных
ядер образуется огромное количество тепла. Мощные насосы прокачивают через пекло
уранового котла водород, который нагревается до 3000 градусов. Затем раскаленный
газ, вырываясь с огромной скоростью из сопла, создает мощную тягу...
На схеме все выглядело хорошо, но что покажут испытания? Обычные стенды
для запуска полномасштабного ядерного двигателя не используешь - с радиацией
шутки плохи. Реактор - это, по сути, атомная бомба, только замедленного действия,
когда энергия выделяется не мгновенно, а в течение определенного времени. В любом
случае необходимы особые меры предосторожности. Испытания реактора решили
проводить на атомном полигоне в Семипалатинске, а первую часть конструкции (как бы
сам двигатель) - на стенде в Подмосковье.
- В Загорске имеется превосходная база для наземных запусков ракетных
двигателей, - поясняет Альберт Белогуров. - Мы изготовили около 30 образцов для
стендовых испытаний. Водород сжигали в кислороде и затем газ направляли в
двигатель - на турбину. Турбонасос перекачивал поток, но не в атомный реактор, как
положено по схеме (реактора в Загорске, понятно, не было), а в атмосферу. Всего было
проведено 250 испытаний. Программа завершилась полным успехом. В итоге получили
работоспособный двигатель, отвечавший всем предъявленным требованиям. Сложнее
оказалось организовать испытания ядерного реактора. Для этого необходимо было
построить специальные шахты и другие сооружения на Семипалатинском полигоне.
Столь масштабные работы были сопряжены, естественно, с большими финансовыми
затратами, а получить деньги и в то время было непросто.
Тем не менее стройка на полигоне началась, хотя и велась, по словам
Белогурова, "в экономном режиме". Не один год ушел на сооружение двух шахт и
служебных помещений под землей. В бетонном бункере, расположенном между
шахтами, находились чуткие приборы. В другом бункере, на удалении 800 метров, -
пульт управления. Во время испытаний ядерного реактора пребывание людей в первом
из названных помещений было категорически запрещено. В случае аварии стенд
превратился бы в мощный источник радиации.
Перед экспериментальным запуском реактор аккуратно опускали в шахту с
помощью установленного снаружи (на поверхности земли) козлового крана. Шахта
была соединена с выдолбленной на глубине 150 метров в граните и облицованной
сталью сферической емкостью. В такой необычный "резервуар" закачивали под
большим давлением газообразный водород (для использования его в жидком виде, что,
конечно же, эффективней, не было денег). После запуска реактора водород поступал
снизу в урановый котел. Газ раскалялся до 3000 градусов и с грохотом огненной струей
вырывался из шахты наружу. Сильной радиоактивности в этом потоке не было, но в
течение суток находиться снаружи в радиусе полутора километров от места испытаний
не разрешалось. К самой же шахте нельзя было подходить в течение месяца.
Полуторакилометровый подземный тоннель, защищенный от проникновения радиации,
вел из безопасной зоны сначала к одному бункеру, а из него - к другому, находящемуся
возле шахт. По этим своеобразным длиннющим "коридорам" и передвигались
специалисты.
Испытания реактора проводились в 1978-1981 годах. Результаты
экспериментов подтвердили правильность конструктивных решений. В принципе
ядерный ракетный двигатель был создан. Оставалось соединить две части и провести
комплексные испытания ЯРД в собранном виде. Но на это денег уже не дали. Ибо в
восьмидесятые годы практического использования в космосе атомных силовых
установок не предусматривалось. Для старта с Земли они не годились, ибо
окружающая местность подверглась бы сильному радиационному загрязнению.
Ядерные двигатели вообще предназначены только для работы в космосе. И то на
очень высоких орбитах (600 километров и выше), чтобы космический аппарат вращался
вокруг Земли многие столетия. Потому что "период высвечивания" ЯРД составляет как
минимум 300 лет. Собственно говоря, аналогичный двигатель американцы
разрабатывали прежде всего для полета к Марсу. Но в начале восьмидесятых
руководителям нашей страны было предельно ясно: полет к Красной планете нам не
под силу (как, впрочем, и американцам, они тоже свернули эти работы).
Однако именно в 1981-м у наших конструкторов появились новые перспективные идеи.
Почему бы не использовать ядерный двигатель еще и в качестве энергетической
установки? Проще говоря, вырабатывать на нем в космосе электроэнергию. При
пилотируемом полете можно с помощью раздвижной штанги "отодвинуть" от жилых
помещений, в которых находятся космонавты, урановый котел на расстояние до 100
метров. Будет он лететь вдали от станции. При этом получили бы очень мощный
источник столь нужной на космических кораблях и станциях энергии. В течение 15 лет
воронежцы вместе с атомщиками занимались этими перспективными исследованиями,
проводили испытания на Семипалатинском полигоне. Государственного
финансирования не было вообще, и все работы велись за счет заводских ресурсов и:
энтузиазма. Сегодня мы имеем здесь очень солидный задел. Вопрос лишь в том, будут
ли эти разработки востребованы.
- Обязательно, - уверенно отвечает генеральный конструктор Владимир Рачук. -
Сегодня на космических станциях, кораблях и спутниках энергию получают от
солнечных батарей. Но на ядерном реакторе выработка электричества намного
дешевле - вдвое, а то и втрое. Кроме того, в тени Земли солнечные батареи не
работают. Значит, нужны аккумуляторы, а это заметно увеличивает вес космического
аппарата. Конечно, если речь идет о небольшой мощности, скажем, о 10-15 киловаттах,
то проще иметь солнечные батареи. Но когда в космосе требуется 50 киловатт и
больше, то без ядерной установки (которая, кстати, служит 10-15 лет) на орбитальной
станции или межпланетном корабле не обойтись. Сейчас на такие заказы мы,
откровенно говоря, не очень рассчитываем. Но в 2010-2020 годах ядерные двигатели,
являющиеся одновременно мини-электростанциями, будут очень нужны.
- Сколько весит такая ядерная
установка?
- Если говорить о двигателе РД-
0410, то масса его вместе с радиационной защитой и рамой крепления - две тонны. А тяга - 3,6
тонны. Выигрыш очевиден. Для сравнения: "Протоны" поднимают на орбиту и 20 тонн. А более
мощные ядерные установки, конечно, будут повесомее - может быть, 5-7 тонн. Но в любом
случае ядерные ракетные двигатели позволят выводить на стационарную орбиту грузы,
имеющие в 2-2,5 раза большую массу, и обеспечат космические аппараты долговременной
стабильной энергетикой.
Я не стал говорить с
генеральным конструктором на больную тему - о том, что на Семипалатинском полигоне
(нынче это территория другого государства) осталось немало ценного заводского оборудования,
которое вернуть в Россию пока не удалось. Там же, в шахте, находится и один из
испытательных атомных реакторов. Да и козловой кран все еще стоит на своем месте. Только
вот испытания ядерного двигателя больше не проводятся: В собранном виде он стоит сейчас в
заводском музее. Ждет своего часа.
Виталий ГОЛОВАЧЕВ.
|