НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


Космические программы
Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.

Проект суборбитального корабля компании "Космополис-XXI".

Данные материалы были любезно предоставлены компанией "Космополис-XXI".

1. Способ запуска

Запуск ракетного модуля с пасажирской капсулой осуществляется с самолета-носителя при выполнении динамического маневра “горка” на высотах H=17-20 км (уточняется). В качестве самолета-носителя используется высотный самолет М-55 “Геофизика” разработки ЭМЗ им. В.М.Мясищева.

2. Движущая сила

    В качестве движущей силы для разгона ракетного модуля используется энергия ракетного двигателя. Запуск ракетного двигателя осуществляется автоматически после отделения ракетного модуля от самолета-носителя на маневре “горка”.

3. Приземление.

Приземление пассажирской капсулы с 3 пассажирами осуществляется в два этапа:
  1. планирующий управляемый спуск капсулы путем использования раскладных аэродинамических поверхностей;
  2. приземление по-самолетному или в качестве альтернативы приземление на парашюте.

4. Техническое описание.

    Ракетный модуль - это условное название космического корабля, предназначенного для космического туризма. Ракетный модуль выполнен в виде цилиндрического объекта с небольшими складными аэродинамическими поверхностями и состоит из спасаемой 3-х местной пассажирской капсулы, двигательного блока, отсека оборудования с системами управления, жизнеобеспечения и спасения. Ракетный модуль устанавливается на высотный самолет-носитель М-55 “Геофизика” на специальных узлах крепления, снабженных управляемыми механическими замками. Между самолетом-носителем и ракетным модулем осуществляется электрическая связь при помощи кабеля с быстроразмыкаемым электрическим разъемом. Электрическая связь между самолетом-носителем и ракетным модулем обеспечивает контроль состояния и работоспособности всех систем ракетного модуля перед операцией разделения и запуском. Самолет-носитель оборудуется контрольно-записывающей аппаратурой и системой тестирования работоспособности ракетного модуля.
    Пассажирская капсула выполнена в виде оживального тела вращения. Внутри капсулы размещаются 3 пассажирских кресла, представляющие собой анатомические ложементы, изготавливаемые по индивидуальному заказу на каждого пассажира. Для снижения посадочных перегрузок пассажирские кресла снабжены системой демпфирования. Пассажирская капсула снабжена иллюминаторами, закрываемыми изнутри светофильтрами. Система жизнеобеспечения позволяет поддерживать внутри пассажирской капсулы нормальные условия (Р= соотв. высоте 3 км, Т= 18…25 градусов) для жизнедеятельности космических пассажиров без применения индивидуальных дыхательных приборов. Для управления и контроля режимов полета капсулы снабжена рычагами управления и панелью приборов. Посадка пассажиров в капсулу и эвакуация из нее осуществляется через герметичный люк. Наружная поверхность спасаемой капсулы имеет теплопоглощающее покрытие. Выполненное из специального материала.

5. Порядок полета.

    Ракетный модуль устанавливается на самолет-носитель и фиксируется механическими замками с электрическим управлением. Система энергопитания и контроля работы бортового оборудования ракетного модуля и самолета-носителя соединяются электрическим кабелем при помощи быстроразмыкающего разъема. Пассажиры-космонавты усаживаются в пассажирской капсуле ракетного модуля. Входной люк герметизируется и проверяется герметичность в пассажирской капсуле. Управляемый одним пилотом самолет-носитель, с установленным на нем ракетным модулем, набирает заданную высоту полета (Н=17 км) и разгоняется для выполнения маневра “горка”. При выполнении маневра “горка” самолет-носитель вместе с ракетным модулем набирает дополнительную высоту до 20 км и угол наклона траектории достигает 40-60 градусов к горизонту. В этот момент происходит размыкание механических замков и включается ускоритель на ракетном модуле, который обеспечивает отход ракетного модуля от самолета-носителя. При отходе от самолета-носителя на безопасное расстояние автоматически включаются ракетные двигатели основной двигательной установки ракетного модуля. Сразу после разделения самолет-носитель выполняет резкий маневр ухода со снижением в сторону от траектории ракетного модуля. Набор высоты ракетного модуля выполняется по оптимальной траектории, постепенно переходя до вертикального положения. Величина и темп нарастания перегрузки оптимизируются траекторией набора высоты и режимов работы ракетных двигателей. После отработки ракетных двигателей происходит расстыковка пассажирской капсулы и двигательного отсека. Пассажирская капсула, получившая импульс, продолжает по инерции движение вверх вплоть до точки остановки (точки наибольшего набора высоты). При снижении по бокам пассажирской капсулы происходит раскрытие небольших аэродинамических поверхностей, снабженных рулями, которые обеспечивают управляемый аэродинамических спуск. Это позволяет как снизить возникающие перегрузки, так и выполнить маневр по выбору посадочной площадки. Посадка выполняется по-самолетному на выпускаемые посадочные устройства. В качестве альтернативного варианта возможен вариант посадки пассажирской капсулы на парашюте.

6. Космический бизнес.

Предлагаемая схема суборбитального полета может рассматриваться в следующих аспектах:
  • как пример космического туризма, когда клиенты хотят получить удовольствие от непосредственного участия в космическом путешествии;
  • как пример путешествия от одного места к другому (суборбитальный космический транспорт);
  • как пример экстренных грузоперевозок небольшими партиями;
  • как пример выполнения научных исследования верхних слоев атмосферы;
  • и др.

7. Наше впечатление об X-PRIZE

Кампания по организации конкурса на разработку космического корабля , способного выполнять недорогие в коммерческом отношении суборбитальные полеты людей в космов, по нашему мнению, является многообещающим предприятием. Привлечение к конкурсу различных групп специалистов-участников позволит на альтернативной основе выбрать рациональные технические идеи, удачные конструктивные решения и с привлечением минимальных финансовых средств решить поставленную задачу. При удачной технической реализации проекта можно с уверенностью предположить о коммерческой эффективности космического бизнеса. Сравнительно небольшие эксплутационные расходы реализованного проекта X-Prize и гарантированная безопасность для пассажиров придадут привлекательность к проекту как со стороны организаторов и спонсоров, так и со стороны потенциальных клиентов, потребителей проекта. Возможно, что проект при его реализации спровоцирует появление новых потребительских свойств для клиентов. Как например появление космических спортивных соревнований в рамках проекта X-Prize и многое другое.

Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.