НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


Прицеп автовоз. Сравнение цен. Выбрать выгодный вариант
respo.ru
RB2 Network

RB2 Network


Космические программы


Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.


Программа X-1.


1999 год.

ПРОГРАММА "Х-1".

Программа строительства экспериментальных самолетов с жидкостными ракетными двигателями начала осуществляться в США в 1944 году. Толчком к созданию таких аппаратов послужили сведения об аналогичных разработках в нацистской Германии, полученные американской разведкой.
В 1945 году компания Bell получила контракт на создание самолета, получившего обозначение "XS-1". В последующие годы для наименования этого самолета использовалось обозначение "X-1". Основные технические параметры машины были сформулированы специалистами Национального консультативного совета по аэронавтике (NACA, в 1958 году переименовано в Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства - NASA), а строительство финансировалось военно-воздушными силами. Целью создания самолета, как и всей программы в целом, являлось достижение сверхзвуковой скорости и изучения условий полета с большими числами Маха на больших высотах.
Программа реализовывалась в два этапа. В 1946 - 1951 годах полеты совершались на самолетах типа "Х-1", а в 1953 - 1958 годах - на самолетах типа "Х-1А" (модифицированный вариант "Х-1").
Всего было построено шесть самолетов: три типа "Х-1" - "XS-1 # 1" ("X-1-1"), серийный номер 46-062; "XS-1 # 2" ("X-1-2"), серийный номер 46-063; "X-1 # 3" ("X-1-3"), серийный номер 46-064; и три типа "Х-1А" - "Х-1А", серийный номер 48-1384; "Х-1В", серийный номер 48-1385; "X-1D", серийный номер 48-1386. Самолет с серийным номером 46-063 принимал участие в первой фазе испытаний под обозначением "XS-1 # 2", а во второй - под обозначением "Х-1Е".
Все самолеты данного типа имели прямые крылья и прямое оперение. Были снабжены четырехкамерными жидкостными ракетными двигателями XLR-11 производства компании Reaction Motor Inc. с тягой 27 кН. Их конструкция была расчитана на перегрузки от + 18 до - 10 g. Топливо - жидкий кислород и спирт, разбавленный водой в отношении 5:1.
Так как время работы двигателя не превышала 4 минут, ракетный самолет поднимался в воздух на самолете-носителе (использовались бомбардировщики В-29 и В-50) и на высоте 9000 метров происходило их отделение. Посадка самолета осуществлялась на типовой посадочной полосе аэродрома.
Перечень всех полетов, осуществленных в рамках программы, приведены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.
Среди основных достижений программы надо отметить первый полет со сверхзвуковой скоростью, осуществленный 14 октября 1946 года пилотом Charles YEAGER. Скорость звука была превышена впервые в мире.
Небольшое отступление. Существуют неподтвержденные документально сведения о том, что полеты со сверхзвуковой скоростью совершались немецкими летчиками еще в годы Второй мировой войны 1939-1945. Учитывая технические достижения немецких авиаконструкторов, это вполне вероятное предположение. Но, так как никто никогда не претендовал на приоритет в данном вопросе, официально принято считать, что полет Charles YEAGER был первым.
В ряде полетов в 1954 году была достигнута высота превышающая 27000 метров, что тоже являлось наивысшим показателем на тот момент.
Из всех построенных экземпляров самолета, три потерпели однотипные аварии: в момент заправки произошел взрыв топлива. Так как заправку необходимо было производить непосредственно перед стартом, она осуществлялась в бомбовом отсеке самолета-носителя. Так были потеряны самолеты "X-1D" (22 августа 1951 года), "X-1-3" (9 ноября 1951 года) и "Х-1А" (8 августа 1955 года) - при взрыве все они были выброшены за борт. Самолеты-носители при взрывах получали незначительные повреждения.

1. Хроника полетов X-1A
2. Хроника полетов X-1B
3. Хроника полетов X-1D
4. Хроника полетов X-1E
5. Хроника полетов X-1-3
6. Хроника полетов XS-1-1
7. Хроника полетов XS-1-2

Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.