В начале 1960-х годов, задолго до начала работ по программе
«Space Shuttle», в СССР проводились испытания орбитального
космического самолета “Спираль”. Разработку проводило авиационное
КБ Микояна во главе с Глебом Лозино-Лозинским. Проект “Спираль”
начался по инициативе С.П.Королева и В.М.Мясищева в 1962 году с
целью создания орбитального самолета. Но из-за сосредоточения
усилий на лунной программе, а, впоследствии, на программе
орбитальных долговременных космических станций, проект
орбитального самолета был отложен.
Предусматривались различные варианты старта: при помощи РН
типа “Союз” или с самолета при скорости ~5 М (этот проект также
назывался “50/50”). Предприятие “МиГ” изготовило аппарат длиной
8 метров, шириной 7,4 метра, высотой 3,5 метра и приблизительным
весом 10300 кГ.
Работы начались в 1967 году в специальном филиале “МиГа” в
г. Дубна Московской обл. Были построены экспериментальные аппараты
“Эпос”. Это были модели 1/2 и 1/3 величины и предназначались: 105.11 -
для дозвуковых атмосферных исследований, 105.12 - для сверхзвуковых
исследований, 105.13 - для гиперзвуковых исследований.
Одной из особенностей аппарата “Спираль” были
складывающиеся крылья, которые при старте и доатмосферном полете
находились в вертикальном положении, а перед возвращением на
Землю принимали горизонтальное положение и аппарат превращался в
самолет с дельтовидным крылом.
В этот же период проводились исследования по орбитальному
самолету на других предприятиях - НПО им. Лавочкина, КБ Челомея и
КБ Сухого. Разработанный ими самолет “Т-100/101” предполагался как
первая ступень орбитального самолета.
В 1976 году состоялось несколько тестовых полетов аппарата
105.11. При помощи ракетных двигателей РД-36К он совершал
самостоятельный взлет и посадку. В дальнейшем производилось
сбрасывание аппарата с бомбардировщика Ту-95К. В сентябре 1978
года произошла авария при посадке и испытания 105.11 были
прекращены.
Начиная с 1976 года государственная поддержка проекта
“Спираль” начала уменьшаться; больше внимания стали уделять
программе “Буран”. Для проведения исследований по этой программе
было создано головное предприятие “Молния”. В проекте, кроме того,
участвовало более 130 предприятий и НИИ. Возглавил работы над
проектом, как и в 1960-е Г.Лозино-Лозинский.
Для сокращения времени и расходов, конструкции по теме
“Спираль” (под наименованием “Бор”) использовались для отработки
аэродинамических и теплозащитных вопросов. В начале 1980-х годов
было проведено несколько пусков космических аппаратов, получивших
название “Бор-4” (в прессе можно встретить название “Космолет”).
Параллельно с орбитальными полетами было выполнено несколько
суборбитальных полетов аппаратов “Бор-5”. Аппараты имели
самолетную схему и были возвращаемыми.
В настоящее время аппарат 105.11 находится в музее ВВС в
г. Монино Московской обл. Он не располагается в основной экспозиции
музея, но его фотографии появлялись на страницах российских и
зарубежных журналов.
Технические характеристики:
Назначение КА “Бор-4” - исследование теплозащитных покрытий и
отработка технологии возвращения КА самолетной схемы на
поверхность Земли. Схема самолетная, с низким расположением
треугольного крыла и малым вертикальным стабилизатором.
длина: 2,86 м
ширина: 2,28 м
масса: 1074 кГ
масса сухого: 795 кГ
место запуска: Капустин Яр, стартовый комплекс 107
посадка: при помощи парашюта на воду
В верхней части "Бор-4" после приводнения надувался конический
баллон-пеленг с мигающим фонарем. Он увеличивал плавучесть
аппарата и выводил наружу антенны поисковой системы.
Много лет разведывательные источники в США считали, что
пилотируемый вариант этого аппарата может иметь вес 15 тонн, в 4 - 5
раз больше по размерам и будет запущен в середине 1980-х при
помощи РН “Зенит”. Но в СССР вместо этого была полностью повторена
программа «Space Shuttle».
Все полеты аппаратов “Бор-4” проводились под официальной
легендой “Исследование верхних слоев атмосферы и ближнего
космоса”.
ПОЛЕТЫ ПО ПРОГРАММЕ "БОР-4"
“КОСМОС-1374”
Регистрационный номер: 13257 / 1982-054А
Дата и время старта: 3 июня 1982 года; 21:36 UTC
Дата и время посадки: 3 июня 1982 года; 23:19 UTC
Параметры орбиты: 167 х 222 км х 88,1 мин. х 50,6
Это был первый полет орбитального самолета. Запуск был
произведен с космодрома Капустин Яр. Для технической поддержки
полета “Космос-1374” были привлечены корабли-исследователи
“Космонавт Виктор Пацаев” и “Космонавт Георгий Добровольский”,
которые в обычных условиях обеспечивали связь со станцией “Салют”.
После выполнения одного витка “Космолет” приводнился в Индийском
океане. Космический аппарат выполнил маневр снижения
протяженностью около 600 км. Приводнение проводилось на парашюте
560 км южнее Кокосовых островов. В предполагаемом районе
приводнения находилось 7 кораблей ВМС СССР, которые обеспечивали
встречу и эвакуацию аппарата. При проведении работ по эвакуации
аппарата советскими кораблями за ними наблюдал самолет-разведчик
австралийских ВВС “Орион”, экипаж которого сфотографировал
“Космолет” и работы с ним. Исследования фотографий показали, что в
носовой части “Космолета” имеются небольшие иллюминаторы, как на
пилотируемом аппарате, а теплозащитное покрытие носового кока, как и
на американском шаттле, состоит из маленьких кусочков.
“КОСМОС-1445”
Регистрационный номер: 13883 / 1983 017А
Дата и время старта: 15 марта 1983 года; 22:33 UTC
Дата и время посадки: 16 марта 1983 года; 00:25 UTC
Параметры орбиты: 176 х 217 км х 88,3 мин. х 50,7
Полет аналогичен совершенному на год раньше полету
“Космоса-1374”. Для технической поддержки полета привлекались
корабли-исследователи “Космонавт Владислав Волков” и “Космонавт
Павел Беляев”. Аппарат приводнился в Индийском океане в 556 км
южнее Кокосовых островов и был успешно подобран советскими
кораблями, дежурившими в этом районе. Как и в предыдущем полете
австралийскими разведывательными самолетами были получены
детальные снимки космического аппарата и операций по его эвакуации.
“КОСМОС-1517”
Регистрационный номер: 14585 / 1983-125А
Дата и время старта: 27 декабря 1983 года; 10:04 UTC
Дата и время посадки: 27 декабря 1983 года; 11:46 UTC
Параметры орбиты: 180 х 221 км х 88,8 мин. х 50,6
Этот полет был аналогичен предыдущим “Космос-1374” и
“Космос-1445”. Но в отличие от предыдущих полетов, во избежание
наблюдения со стороны западных разведок, изменилось место посадки.
Тем удалось установить только факт передачи кораблями-
исследователями сообщения о выдаче над северной Атлантикой
тормозного импульса. После этого аппарат совершил приводнение в
Черном море.
“КОСМОС-1614”
Регистрационный номер: 15442 / 1984 126А
Дата и время старта: 19 декабря 1984 года; 04:04 UTC
Дата и время посадки: 19 декабря 1984 года; 05:26 UTC
Параметры орбиты: 173 х 223 км х 88,5 мин. х 50,7
Последний космический полет по программе “Бор-4”, начатой аппаратом
“Космос-1374”. Приводнение как и у “Космоса-1517” производилось в
Черном море после выполнения одного витка.
Источники:
Mark Wade's Encyclopedia Astronautica.
Newton. Graphic Science Magazine. Kyoikusha. Japan. 10.04.1992, p.212.
Космический марафон, телевизионная передача РТР, 12.04.96.
Материал подготовлен Андреем Емельяновым (Санкт-Петербург).