НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


questcompass.ru
RB2 Network

RB2 Network


Космические программы

ПРОГРАММА «БОР-4».



      В начале 1960-х годов, задолго до начала работ по программе «Space Shuttle», в СССР проводились испытания орбитального космического самолета “Спираль”. Разработку проводило авиационное КБ Микояна во главе с Глебом Лозино-Лозинским. Проект “Спираль” начался по инициативе С.П.Королева и В.М.Мясищева в 1962 году с целью создания орбитального самолета. Но из-за сосредоточения усилий на лунной программе, а, впоследствии, на программе орбитальных долговременных космических станций, проект орбитального самолета был отложен.

      Предусматривались различные варианты старта: при помощи РН типа “Союз” или с самолета при скорости ~5 М (этот проект также назывался “50/50”). Предприятие “МиГ” изготовило аппарат длиной 8 метров, шириной 7,4 метра, высотой 3,5 метра и приблизительным весом 10300 кГ.

      Работы начались в 1967 году в специальном филиале “МиГа” в г. Дубна Московской обл. Были построены экспериментальные аппараты “Эпос”. Это были модели 1/2 и 1/3 величины и предназначались: 105.11 - для дозвуковых атмосферных исследований, 105.12 - для сверхзвуковых исследований, 105.13 - для гиперзвуковых исследований.

      Одной из особенностей аппарата “Спираль” были складывающиеся крылья, которые при старте и доатмосферном полете находились в вертикальном положении, а перед возвращением на Землю принимали горизонтальное положение и аппарат превращался в самолет с дельтовидным крылом.

      В этот же период проводились исследования по орбитальному самолету на других предприятиях - НПО им. Лавочкина, КБ Челомея и КБ Сухого. Разработанный ими самолет “Т-100/101” предполагался как первая ступень орбитального самолета.

      В 1976 году состоялось несколько тестовых полетов аппарата 105.11. При помощи ракетных двигателей РД-36К он совершал самостоятельный взлет и посадку. В дальнейшем производилось сбрасывание аппарата с бомбардировщика Ту-95К. В сентябре 1978 года произошла авария при посадке и испытания 105.11 были прекращены.

      Начиная с 1976 года государственная поддержка проекта “Спираль” начала уменьшаться; больше внимания стали уделять программе “Буран”. Для проведения исследований по этой программе было создано головное предприятие “Молния”. В проекте, кроме того, участвовало более 130 предприятий и НИИ. Возглавил работы над проектом, как и в 1960-е Г.Лозино-Лозинский. Для сокращения времени и расходов, конструкции по теме “Спираль” (под наименованием “Бор”) использовались для отработки аэродинамических и теплозащитных вопросов. В начале 1980-х годов было проведено несколько пусков космических аппаратов, получивших название “Бор-4” (в прессе можно встретить название “Космолет”). Параллельно с орбитальными полетами было выполнено несколько суборбитальных полетов аппаратов “Бор-5”. Аппараты имели самолетную схему и были возвращаемыми.

      В настоящее время аппарат 105.11 находится в музее ВВС в г. Монино Московской обл. Он не располагается в основной экспозиции музея, но его фотографии появлялись на страницах российских и зарубежных журналов.



      Технические характеристики:

      Назначение КА “Бор-4” - исследование теплозащитных покрытий и отработка технологии возвращения КА самолетной схемы на поверхность Земли. Схема самолетная, с низким расположением треугольного крыла и малым вертикальным стабилизатором.

    длина: 2,86 м
    ширина: 2,28 м
    масса: 1074 кГ
    масса сухого: 795 кГ
    место запуска: Капустин Яр, стартовый комплекс 107
    посадка: при помощи парашюта на воду

      В верхней части "Бор-4" после приводнения надувался конический баллон-пеленг с мигающим фонарем. Он увеличивал плавучесть аппарата и выводил наружу антенны поисковой системы. Много лет разведывательные источники в США считали, что пилотируемый вариант этого аппарата может иметь вес 15 тонн, в 4 - 5 раз больше по размерам и будет запущен в середине 1980-х при помощи РН “Зенит”. Но в СССР вместо этого была полностью повторена программа «Space Shuttle».
      Все полеты аппаратов “Бор-4” проводились под официальной легендой “Исследование верхних слоев атмосферы и ближнего космоса”.




ПОЛЕТЫ ПО ПРОГРАММЕ "БОР-4"


“КОСМОС-1374”

Регистрационный номер: 13257 / 1982-054А
Дата и время старта: 3 июня 1982 года; 21:36 UTC
Дата и время посадки: 3 июня 1982 года; 23:19 UTC
Параметры орбиты: 167 х 222 км х 88,1 мин. х 50,6

      Это был первый полет орбитального самолета. Запуск был произведен с космодрома Капустин Яр. Для технической поддержки полета “Космос-1374” были привлечены корабли-исследователи “Космонавт Виктор Пацаев” и “Космонавт Георгий Добровольский”, которые в обычных условиях обеспечивали связь со станцией “Салют”. После выполнения одного витка “Космолет” приводнился в Индийском океане. Космический аппарат выполнил маневр снижения протяженностью около 600 км. Приводнение проводилось на парашюте 560 км южнее Кокосовых островов. В предполагаемом районе приводнения находилось 7 кораблей ВМС СССР, которые обеспечивали встречу и эвакуацию аппарата. При проведении работ по эвакуации аппарата советскими кораблями за ними наблюдал самолет-разведчик австралийских ВВС “Орион”, экипаж которого сфотографировал “Космолет” и работы с ним. Исследования фотографий показали, что в носовой части “Космолета” имеются небольшие иллюминаторы, как на пилотируемом аппарате, а теплозащитное покрытие носового кока, как и на американском шаттле, состоит из маленьких кусочков.


“КОСМОС-1445”

Регистрационный номер: 13883 / 1983 017А
Дата и время старта: 15 марта 1983 года; 22:33 UTC
Дата и время посадки: 16 марта 1983 года; 00:25 UTC
Параметры орбиты: 176 х 217 км х 88,3 мин. х 50,7

      Полет аналогичен совершенному на год раньше полету “Космоса-1374”. Для технической поддержки полета привлекались корабли-исследователи “Космонавт Владислав Волков” и “Космонавт Павел Беляев”. Аппарат приводнился в Индийском океане в 556 км южнее Кокосовых островов и был успешно подобран советскими кораблями, дежурившими в этом районе. Как и в предыдущем полете австралийскими разведывательными самолетами были получены детальные снимки космического аппарата и операций по его эвакуации.


“КОСМОС-1517”

Регистрационный номер: 14585 / 1983-125А
Дата и время старта: 27 декабря 1983 года; 10:04 UTC
Дата и время посадки: 27 декабря 1983 года; 11:46 UTC
Параметры орбиты: 180 х 221 км х 88,8 мин. х 50,6

      Этот полет был аналогичен предыдущим “Космос-1374” и “Космос-1445”. Но в отличие от предыдущих полетов, во избежание наблюдения со стороны западных разведок, изменилось место посадки. Тем удалось установить только факт передачи кораблями- исследователями сообщения о выдаче над северной Атлантикой тормозного импульса. После этого аппарат совершил приводнение в Черном море.


“КОСМОС-1614”

Регистрационный номер: 15442 / 1984 126А
Дата и время старта: 19 декабря 1984 года; 04:04 UTC
Дата и время посадки: 19 декабря 1984 года; 05:26 UTC
Параметры орбиты: 173 х 223 км х 88,5 мин. х 50,7


      Последний космический полет по программе “Бор-4”, начатой аппаратом “Космос-1374”. Приводнение как и у “Космоса-1517” производилось в Черном море после выполнения одного витка.




Источники:

     Mark Wade's Encyclopedia Astronautica.
     Newton. Graphic Science Magazine. Kyoikusha. Japan. 10.04.1992, p.212.
     Космический марафон, телевизионная передача РТР, 12.04.96.

Материал подготовлен Андреем Емельяновым (Санкт-Петербург).


Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.