ПРОГРАММА «БОР-4».



      В начале 1960-х годов, задолго до начала работ по программе «Space Shuttle», в СССР проводились испытания орбитального космического самолета “Спираль”. Разработку проводило авиационное КБ Микояна во главе с Глебом Лозино-Лозинским. Проект “Спираль” начался по инициативе С.П.Королева и В.М.Мясищева в 1962 году с целью создания орбитального самолета. Но из-за сосредоточения усилий на лунной программе, а, впоследствии, на программе орбитальных долговременных космических станций, проект орбитального самолета был отложен.

      Предусматривались различные варианты старта: при помощи РН типа “Союз” или с самолета при скорости ~5 М (этот проект также назывался “50/50”). Предприятие “МиГ” изготовило аппарат длиной 8 метров, шириной 7,4 метра, высотой 3,5 метра и приблизительным весом 10300 кГ.

      Работы начались в 1967 году в специальном филиале “МиГа” в г. Дубна Московской обл. Были построены экспериментальные аппараты “Эпос”. Это были модели 1/2 и 1/3 величины и предназначались: 105.11 - для дозвуковых атмосферных исследований, 105.12 - для сверхзвуковых исследований, 105.13 - для гиперзвуковых исследований.

      Одной из особенностей аппарата “Спираль” были складывающиеся крылья, которые при старте и доатмосферном полете находились в вертикальном положении, а перед возвращением на Землю принимали горизонтальное положение и аппарат превращался в самолет с дельтовидным крылом.

      В этот же период проводились исследования по орбитальному самолету на других предприятиях - НПО им. Лавочкина, КБ Челомея и КБ Сухого. Разработанный ими самолет “Т-100/101” предполагался как первая ступень орбитального самолета.

      В 1976 году состоялось несколько тестовых полетов аппарата 105.11. При помощи ракетных двигателей РД-36К он совершал самостоятельный взлет и посадку. В дальнейшем производилось сбрасывание аппарата с бомбардировщика Ту-95К. В сентябре 1978 года произошла авария при посадке и испытания 105.11 были прекращены.

      Начиная с 1976 года государственная поддержка проекта “Спираль” начала уменьшаться; больше внимания стали уделять программе “Буран”. Для проведения исследований по этой программе было создано головное предприятие “Молния”. В проекте, кроме того, участвовало более 130 предприятий и НИИ. Возглавил работы над проектом, как и в 1960-е Г.Лозино-Лозинский. Для сокращения времени и расходов, конструкции по теме “Спираль” (под наименованием “Бор”) использовались для отработки аэродинамических и теплозащитных вопросов. В начале 1980-х годов было проведено несколько пусков космических аппаратов, получивших название “Бор-4” (в прессе можно встретить название “Космолет”). Параллельно с орбитальными полетами было выполнено несколько суборбитальных полетов аппаратов “Бор-5”. Аппараты имели самолетную схему и были возвращаемыми.

      В настоящее время аппарат 105.11 находится в музее ВВС в г. Монино Московской обл. Он не располагается в основной экспозиции музея, но его фотографии появлялись на страницах российских и зарубежных журналов.



      Технические характеристики:

      Назначение КА “Бор-4” - исследование теплозащитных покрытий и отработка технологии возвращения КА самолетной схемы на поверхность Земли. Схема самолетная, с низким расположением треугольного крыла и малым вертикальным стабилизатором.

    длина: 2,86 м
    ширина: 2,28 м
    масса: 1074 кГ
    масса сухого: 795 кГ
    место запуска: Капустин Яр, стартовый комплекс 107
    посадка: при помощи парашюта на воду

      В верхней части "Бор-4" после приводнения надувался конический баллон-пеленг с мигающим фонарем. Он увеличивал плавучесть аппарата и выводил наружу антенны поисковой системы. Много лет разведывательные источники в США считали, что пилотируемый вариант этого аппарата может иметь вес 15 тонн, в 4 - 5 раз больше по размерам и будет запущен в середине 1980-х при помощи РН “Зенит”. Но в СССР вместо этого была полностью повторена программа «Space Shuttle».
      Все полеты аппаратов “Бор-4” проводились под официальной легендой “Исследование верхних слоев атмосферы и ближнего космоса”.




ПОЛЕТЫ ПО ПРОГРАММЕ "БОР-4"


“КОСМОС-1374”

Регистрационный номер: 13257 / 1982-054А
Дата и время старта: 3 июня 1982 года; 21:36 UTC
Дата и время посадки: 3 июня 1982 года; 23:19 UTC
Параметры орбиты: 167 х 222 км х 88,1 мин. х 50,6

      Это был первый полет орбитального самолета. Запуск был произведен с космодрома Капустин Яр. Для технической поддержки полета “Космос-1374” были привлечены корабли-исследователи “Космонавт Виктор Пацаев” и “Космонавт Георгий Добровольский”, которые в обычных условиях обеспечивали связь со станцией “Салют”. После выполнения одного витка “Космолет” приводнился в Индийском океане. Космический аппарат выполнил маневр снижения протяженностью около 600 км. Приводнение проводилось на парашюте 560 км южнее Кокосовых островов. В предполагаемом районе приводнения находилось 7 кораблей ВМС СССР, которые обеспечивали встречу и эвакуацию аппарата. При проведении работ по эвакуации аппарата советскими кораблями за ними наблюдал самолет-разведчик австралийских ВВС “Орион”, экипаж которого сфотографировал “Космолет” и работы с ним. Исследования фотографий показали, что в носовой части “Космолета” имеются небольшие иллюминаторы, как на пилотируемом аппарате, а теплозащитное покрытие носового кока, как и на американском шаттле, состоит из маленьких кусочков.


“КОСМОС-1445”

Регистрационный номер: 13883 / 1983 017А
Дата и время старта: 15 марта 1983 года; 22:33 UTC
Дата и время посадки: 16 марта 1983 года; 00:25 UTC
Параметры орбиты: 176 х 217 км х 88,3 мин. х 50,7

      Полет аналогичен совершенному на год раньше полету “Космоса-1374”. Для технической поддержки полета привлекались корабли-исследователи “Космонавт Владислав Волков” и “Космонавт Павел Беляев”. Аппарат приводнился в Индийском океане в 556 км южнее Кокосовых островов и был успешно подобран советскими кораблями, дежурившими в этом районе. Как и в предыдущем полете австралийскими разведывательными самолетами были получены детальные снимки космического аппарата и операций по его эвакуации.


“КОСМОС-1517”

Регистрационный номер: 14585 / 1983-125А
Дата и время старта: 27 декабря 1983 года; 10:04 UTC
Дата и время посадки: 27 декабря 1983 года; 11:46 UTC
Параметры орбиты: 180 х 221 км х 88,8 мин. х 50,6

      Этот полет был аналогичен предыдущим “Космос-1374” и “Космос-1445”. Но в отличие от предыдущих полетов, во избежание наблюдения со стороны западных разведок, изменилось место посадки. Тем удалось установить только факт передачи кораблями- исследователями сообщения о выдаче над северной Атлантикой тормозного импульса. После этого аппарат совершил приводнение в Черном море.


“КОСМОС-1614”

Регистрационный номер: 15442 / 1984 126А
Дата и время старта: 19 декабря 1984 года; 04:04 UTC
Дата и время посадки: 19 декабря 1984 года; 05:26 UTC
Параметры орбиты: 173 х 223 км х 88,5 мин. х 50,7


      Последний космический полет по программе “Бор-4”, начатой аппаратом “Космос-1374”. Приводнение как и у “Космоса-1517” производилось в Черном море после выполнения одного витка.




Источники:

     Mark Wade's Encyclopedia Astronautica.
     Newton. Graphic Science Magazine. Kyoikusha. Japan. 10.04.1992, p.212.
     Космический марафон, телевизионная передача РТР, 12.04.96.

Материал подготовлен Андреем Емельяновым (Санкт-Петербург).