ГАГАРИН ПЕРВЫМ ПРОЛОЖИЛ ДОРОГУ В КОСМОС
12 апреля 1961 г. впервые в мире советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле "Восток-1" совершил облет Земли, положивший начало 40-летнему периоду полетов человека в космос.
108 минут пребывания в космическом пространстве Юрия Гагарина и сутки Германа Титова, совместный полет Андриана Николаева и Павла Поповича, старты многоместных "Восходов" и "Союзов", выход в открытый космос Алексея Леонова, работа первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, стыковка кораблей на орбите - вот те основные этапы, заложившие научно-технический фундамент для создания и практического использования советских и российских орбитальных станций серии "Салют" и "Мир".
От первых пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", "Союз", орбитальных станций "Салют-1" - "Салют-7" к многоцелевому пилотируемому космическому комплексу "Мир" и комплексу "Буран", Международной космической станции - таков путь, пройденный нашей пилотируемой космонавтикой.
За 15 лет на орбитальном комплексе "Мир" проведены фундаментальные исследования в области космической технологии, геофизики, медицины и биологии, а также природных ресурсов Земли и экологии. Особое внимание уделялось изучению планет и малых тел Солнечной системы, биотехнологий, техническим экспериментам, внеатмосферной астрономии, комплексному использованию средств самого "Мира", а также космической энергетике и двигателестроению.
Полученные в ходе этих работ результаты нашли широкое применение в различных отраслях науки, техники и экономики. Некоторые технологии, отработанные на борту станции и не реализуемые в земных условиях, во многом определяют основные направления развития промышленности в XXI в.
В настоящее время продолжается работа по развертыванию Международной космической станции. Станция функционирует в составе двух российских герметичных модулей "Заря" и служебного модуля "Звезда", двух американских герметичных модулей "Юнити" и "Дестини", пилотируемого корабля "Союз-ТМ", грузового корабля "Прогресс", а также при-стыкованных к модулю "Юнити" конструкций Z 1 с комплектом из 4 гиродинов и энергомодуля Р6, обеспечивающего станцию электроэнергией.
Участие России в строительстве Международной космической станции является подтверждением признания во всем мире ее уникального опыта длительных полетов и эксплуатации орбитальных пилотируемых комплексов. Это означает также, что мировое сообщество признало, что построить космическую станцию в XXI в. без России невозможно.
Таким образом, российский опыт создания и эксплуатации пилотируемых орбитальных станций оказался востребованным мировым сообществом. Кроме того, складывающийся баланс интересов делает участие в строительстве МКС многих стран, включая Россию, взаимовыгодным.
Юрий Коптев,
Генеральный директор
Российского авиационно-космического агентства
(Опубликовано в журнале "Аэрокосмический вестник", 2001, № 1).
|