ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭКСПЕРТНО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ ПО ПРОБЛЕМАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1. Тел.: 292-31-26
Решение
Экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы по вопросу
"О первоочередных мерах сохранения и развития пилотируемой космонавтики на базе орбитальной станции "Мир"
19 ноября 1998 г.
Экспертно-консультативный совет с участием депутатов профильных комитетов Государственной Думы, представителей Совета Федерации, министерств экономики, обороны, науки и технологий, Российского космического агентства, Федеральной службы безопасности, Академии наук Украины, Космического агентства Республики Казахстан, РКК "Энергия" им. С.П. Королева, Института радиоэлектроники, Института медико-биологических проблем, Центра подготовки космонавтов, ИЗМИРАН, НИИЯФ МГУ им. М.В. Ломоносова, заслушав и обсудив доклады Семенова Ю.П., Никитского В.П. и Рюмина В.В. (РКК "Энергия" им. С.П. Королева), Коптева Ю.Н. (РКА), Юрьева М.Ю. (Государственная Дума), Патона Б.Е. (АН Украины), Молдабекова М.М. (КА Республики Казахстан), Белоусовa В.Л. (РИНКЦЭ), а также выступления Богданова А.В. (Миннауки), Крючкова Б.И. (Центр подготовки космонавтов), Арманда Н.А. (ИРЭ), Григорьева А.И. (ИМБП), Ораевского В.Н. (ИЗМИРАН), Панасюка М.И. (НИИЯФ), Костина Г.В. (Государственная Дума), члена Экспертно-консультативного совета Григорьева Ю.П., отмечает:
1. Отсутствие в последние годы реальной государственной поддержки Федеральной космической программы России привело к угрожающей .ситуации в сфере возможностей страны осуществлять национальную космическую деятельность и выполнять международные обязательства в области космоса, особенно по пилотируемым программам.
Проведенные парламентские слушания показали, что предприятия ракетно-космической отрасли в 1998 г. профинансированы только на 31,5 %, общая задолженность РКА и Минобороны перед этими предприятиями превышает 6 млрд. руб.
Особо тяжелое положение складывается в научно-исследовательских организациях ракетно-космической промышленности, работы по созданию опережающего задела практически остановлены, продолжается интенсивный отток высококвалифицированные специалистов.
В критическое состояние приведена экспериментальная база, более 73 % уникальных испытательных стендов эксплуатируется до 40 и более лет, 85 % средств запуска и управления космических аппаратов и более 60 % космических аппаратов отечественной орбитальной группировка функционируют за пределами технического ресурса.
В ближайшие годы при существующем финансировании может быть практически свернута космическая деятельность в Российской Федерации, что нанесет серьезный ущерб национальной безопасности и международному престижу России.
Существуют проблемы в законодательном обеспечения космической деятельности, в том числе по вопросам государственной поддержки ракетно-космической отрасли, организации взаимодействия субъектов космической деятельности при осуществлении международного сотрудничества и предпринимательской космической деятельности. Требуется совершенствование налогового и таможенного законодательств.
Таким образом, российская космическая деятельность, наука н промышленность находятся в критическом состоянии и от дальнейших решений по их сохранению зависит стратегическое положение, безопасность и статус Российской Федерации как космической державы.
2. Комплекс "Мир", первый модуль которого (базовый блок) выведен на орбиту 20 февраля 1986 года, является крупнейшим научно-техническим достижением страны в области пилотируемых космических полетов и освоения околоземного космического пространства. Всего по программе полета комплекса "Мир" проведено 102 успешных пуска кораблей и модулей различных типов (включая пуски американского корабля "Шаттл"). Комплекс "Мир" не имеет мировых аналогов и является абсолютным мировым рекордсменом в следующих базовых областях космонавтики:
3. В течение 12 лет эксплуатации комплекса "Мир" на нем сформирована уникальная научная лаборатория, которая включает природоведческий комплекс, состоящий из блока спектрорадиометрических инструментов, астрофизическую лабораторию из шести мощных телескопов и спектрометров, технологические печи, медицинские диагностические комплексы.
На базе научного комплекса проведено около 18000 сеансов экспериментов по таким важнейшим направлениям исследований, как технология, биотехнология, геофизика, исследование природных ресурсов Земли и экология, астрофизика, медицина, биология, материаловедение, техника, исследования в интересах Минобороны. Подготовлены предложения по программе научных исследований по приоритетным направлениям с использованием вновь разрабатываемого оборудования на заключительном этапе эксплуатации комплекса "Мир".
Реализация программы обеспечивается многоотраслевой кооперацией организаций и предприятий, работающих в области наукоемких технологий.
4. В процессе эксплуатации комплекса "Мир" накоплен совершенно уникальный опыт, основу которого составляет долгосрочное прогнозирование технического состояния, периодическое продление срока эксплуатации и специальная, постоянно совершенствуемая технология ремонтно-восстановительных работ, включая работы в открытом космическом пространстве.
Последнее, проведенное в 1996-1998 годах долгосрочное прогнозирование возможности эксплуатации комплекса показало, что по основным параметрам (прочность, герметичность, ресурсные характеристики невосстанавливаемых систем) комплекс "Мир" с учетом разрабатываемых мер обеспечивает по оценкам экспертов возможность продолжения эксплуатации до 2002 года с сохранением требуемых запасов по основным эксплуатационным параметрам и безопасности.
Кроме того, при решении вопроса о возможности продолжения эксплуатации комплекса "Мир" необходимо учитывать, что поддержание его эксплуатации обеспечивается регулярными доставками средств жизнеобеспечения, запасного оборудования и расходуемых материалов на грузовых и транспортных кораблях "Прогресс М" и "Союз ТМ".
Как следует из докладов и выступлений на Совете конструкторов и ученых, из соображений сохранения стабильности производства сложной космической техники недопустимы длительные перерывы при изготовлении или уменьшении объемов производства ниже критического уровня. В силу отсутствия задела кораблей, ракет-носителей и доставляемых грузов эта позиция является наиболее критичной с точки зрения возможности продолжения эксплуатации комплекса "Мир", а также обеспечения его управляемого безопасною затопления.
5. В ходе дискуссии на Совете было подтверждено, что основные прямые потери, связанные с прекращением эксплуатации комплекса "Мир", обусловлены утратой большого количества научного оборудования, находящегося на борту, негативным влиянием на освоенную технологию проведения пилотируемых полетов постоянно действующих орбитальных станций, потерей около 60 тысяч рабочих мест и угрозой развала кооперации, которая подтвердила свою эффективность и жизнестойкость в тяжелых экономических условиях.
Кроме того, к негативным последствиям прекращения эксплуатации комплекса "Мир" могут быть отнесены следующие.
Прежде всего, будут упущены возможности по реализации новых международных коммерческих проектов. В частности, могут быть не реализованы предварительные заявки на выполнение коммерческих полетов зарубежных космонавтов на станцию "Мир" (Германия, ЕКА, Малайзия и другие).
Второе. Прекращение полета станции "Мир" в 1999 году вызовет неизбежный уход России с рынка услуг, реализуемых на пилотируемом орбитальном комплексе. Учитывая, что научные и прикладные ресурсы МКС в значительной степени контролируются американской стороной, потенциальные заказчики под давлением американской стороны переориентируются на американский сегмент, что существенно ослабит конкурентные позиции России.
Третье. Может быть потеряна сложившаяся международная кооперация по выполнению научных и прикладных экспериментов, сложившаяся за время эксплуатации станции "Мир" и ориентированная на научную аппаратуру этого комплекса, отработанные российские или совместные методики проведения экспериментов, наземную отработку научной аппаратуры, условия доставки и возвращения грузов российскими кораблями.
Четвертое. В связи с отсутствием эксплуатационных и финансовых ресурсов создание уникального научного комплекса, аналогичного размещенному на комплексе "Мир", в ближайшие 10 лет Россия не сможет. Поэтому в случае затопления станции провал в проведении российских конкурентоспособных исследований может достигать не менее 5-7 лет.
Пятое. Подготовленные в настоящее время эксперименты с вновь разрабатываемым оборудованием, по которому имеется значительный научно-технический задел в случае непроведения их на комплексе "Мир" не смогут быть по техническим причинам реализованы на российском сегменте международной космической станции. Таким образом, полученный задел и проведенные значительные затраты будут утрачены.
В целях сохранения Россией в XXI веке престижа мировой космической державы и дальнейшего развития российской пилотируемой космонавтики, а также учитывая то, что орбитальный комплекс "Мир" является уникальным и единственным пилотируемым, постоянно обитаемым космическим объектом, признанным мировой общественностью величайшим достижением науки и техники, Экспертно-консультативный совет рекомендует:
1. Придать особый приоритет мерам по расширению государственной и общественной поддержки космической деятельности в интересах обороны, социально-экономического развития, науки и международного сотрудничества Российской Федерации, обеспечив в 1999-2000 годах финансирование космической деятельности Российской Федерации (Федеральной космической программы и Программы вооружения космическими средствами) в объеме 0,35-0,4 % от валового внутреннего продукта Российской Федерации.
Просить Правительство Российской Федерации обеспечить реализацию рекомендаций парламентских слушаний от 17 ноября 1998 года.
2. Признать целесообразным для Российской Федерации продолжить работы с орбитальной станцией "Мир".
Решение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Б.Е. Немцова (протокол от 22 июля 1998 г. № БН-П7-124 пр) о прекращении работ с пилотируемым комплексом "Мир" и ее затоплении в июне 1999 года считать преждевременным и утратившим силу.
Поручить Экспертно-консультативному совету в недельный срок по рекомендациям Совета подготовить соответствующее представление Председателю Правительства Российской Федерации.
3. Просить Правительство Российской Федерации:
обеспечить реализацию распоряжения Совета Министров РСФСР от 5 ноября 1991 года № 1152-р в части работ по орбитальному комплексу "Мир" (пп. 5-8 распоряжения);
в месячный срок утвердить стратегические направления сохранения и развития российской пилотируемой космонавтики на базе орбитальной станции "Мир";
объявить завершающий этап летно-конструкторских испытаний комплекса "Мир" международным научно-техническим экспериментом, осуществляемым в основном за счет внебюджетных средств, образованных вкладами инвесторов и участников эксперимента;
обеспечить защиту иностранных инвестиций, освободить этот проект от таможенных пошлин и предоставить льготы по налогообложению;
предоставить РКК "Энергия" эксклюзивное право на поддержание и использование ресурсов орбитальной станции "Мир";
определить реальные возможности финансирования экспериментальных исследований на орбитальной станции "Мир" и выделить эти средства в федеральном бюджете на 1999 год отдельной защищенной строкой.
4. Просить профильные комитеты Государственной Думы с участием министерств и ведомств подготовить пакет нормативно-правовых актов, направленных на сохранение Россией статуса великой космической державы, дальнейшее развитие российской пилотируемой космонавтики на базе орбитальной станции "Мир", реализацию международных космических программ и крупномасштабных наукоемких проектов, поддержание на достаточном уровне научно-технического, экспериментального и производственного потенциалов ракетно-космической отрасли.
5. Экспертно-консультативному совету по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы, РКК "Энергия" им. С.П. Королева организовать и провести с позиций обеспечения национальной безопасности системные проработки перспективных направлений развития пилотируемой космонавтики на базе орбитальной станции "Мир", выработать предложения для реализации в рамках федеральной космической программы России и Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Председатель Экспертно- консультативного совета
Г.Н. Селезнев
© Дизайн и поддержка CosmoWorld.ru, 2001