22.11.99, “Время”.

Аварии улучшают взаимопонимание

Казахстан и Россия снова договорились по Байконуру

Сегодня вечером, после почти месячного перерыва в работе космодрома Байконур, с него должна стартовать российская ракета. В конце прошлой неделя Россия и Казахстан договорились об отмене запрета на космические запуски, введенного казахстанскими властями после аварии ракеты “Протон” 27 октября.

О возобновлении эксплуатации “Протонов”, правда, речь пока не идет. Как сказал в Астане вице-премъер Илья Клебанов: “Мы сами не очень довольны вторым падением этой весьма надежной ракеты-носителя". До полного расследования причин двух сходных аварий “Протонов” в этом году Россия взяла “тайм-аут" по запускам ракет этого типа.

Зато запуски других носителей теперь разрешены, что весьма кстати, так как на 22 ноября у Российского авиационно-космического агентства (РАКА) есть коммерческий заказ. Запланирован вывод на орбиту четырех телекоммуникационных спутников для компании Globalstar. Для этого будет использована ракета “Союз-У”, работающая на относительно безвредной кислородно-керосиновой смеси. Вице-премьер Казахстана Александр Павлов в четверг после встречи с российскими представителями пообещал, что этот запуск состоится в срок.

В результате переговоров делегаций, возглавляемых Павловым и Клебановым, в Астане было подписано российско-казахское соглашение о взаимодействии при ракетных авариях на Байконуре. Документ был в общем подготовлен еще после июльской катастрофы, но его подписание постоянно откладывалось (в неофициальных беседах представители обеих договаривающихся сторон винят в задержке друг друга). Новая авария заставила довести переговорный процесс до логического конца. Премьер Владимир Путин в пятницу издал правительственное постановление, утверждающее соглашение. Аналогичный шаг казахстанского правительства ожидался в течение выходных.

С точки зрения России,, самое ценное в соглашении — это решение в случае новых аварий запрещать запуски только “проштрафившегося” в каждом конкретном случае типа ракет, а не всех сразу, как .это делалось Казахстаном до сих пор. Директор РАКА Юрий Коптев. вернувшись в Москву, обратил внимание журналистов на следующий нюанс: “не казахстанская сторона объявляет запрет, а российская сторона прекращает запуски всех ракет этого типа до выяснения причин аварии, о чем информирует республику Казахстан.” Возобновление запусков, впрочем, возможно только по согласованию с казахстанскими властями.

Звучащие время от времени в Астане претензии на совместную с Россией эксплуатацию Байконура (и, соответственно, участие в прибылях от коммерческих запусков) не нашли отражения в подписанных документах. Впрочем. нельзя исключить, что этот вопрос будет вновь поднят казахстанской стороной при следующем удобном случае. "Мы сделали серьезный шаг в дальнейшем налаживании сотрудничества по всему комплексу проблем, которые существуют в эксплуатации Байконура, — сказал Александр Павлов. Но это не последний шаг в совершенствовании наших взаимоотношений".

Михаил Кукушкин