Российская газета, 31.07.99

Мы сами себя начнем уважать, если спасем "Мир"


Давайте всем миром искать выход, как продлить на орбите жизнь уникальной станции, не имеющей аналогов в мире.

Блестящий эксперимент XX века

Из послужного списка станции "Мир", на которой побывало в общей сложности 13 7 российских и зарубежных исследователей космоса

Юрий СЕМЕНОВ, генеральный конструктор ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева, член-корреспондент РАН

Осуществляемый с 1986 года полет пилотируемой орбитальной станции "Мир" - сегодня не только подтверждение мировых приоритетов нашей космонавтики, но и символ жизнеспособности и авторитета России. В настоящее время станция "Мир" олицетворяет высочайший уровень научно-технического потенциала, созданного в области космонавтики, и прокладывает путь к его дальнейшему наращиванию на рубеже нового тысячелетия.

Весьма символично, что такое положение в космонавтике сложилось впервые на пороге XXI века. Это не случайность, а результат напряженной сорокалетней работы, мобилизации достижений современной науки и техники, эффективной организации труда, интенсивного использования накопленного фундаментального задела во всех направлениях научной и инженерной мысли. Значительную роль сыграли здесь многие предприятия и организации нашей страны, учреждения Российской академии наук и зарубежных странучастников. На практике пилотируемая станция "Мир", как наиболее уникальный научный инструмент, не только сконцентрировала опыт решения разнообразных прикладных проблемных задач в условиях космоса, но и значительно расширила сферу применения научных методов в областях, ранее недоступных Человечеству. Полет станции дал импульс и стал источником важнейших научных открытий и изобретений, реализованных как в ракетно-космической технике, так и во многих других направлениях человеческой деятельности.

Еще на стадии проектирования орбитальной станции "Мир" был заложен комплексный метод ее построения с использованием ряда основополагающих принципов, эффективность которых подтверждена многолетней эксплуатацией. Эти принципы стали своеобразным классическим подходом к созданию перспективных орбитальных пилотируемых комплексов. Концепция модульного построения станции и ее систем обеспечила поэтапное развитие орбитального комплекса, исключающее катастрофические последствия при возникновении опасной нештатной ситуации. Возможность выполнения оперативных ремонтно-профилактических мероприятий позволяет устранять в ходе полета самые сложные, в том числе и непредвиденные, отказы и ликвидировать аварии. Предусмотренная система регулярного транспортно-технического снабжения станции на базе автоматических грузовых кораблей типа "Прогресс" показала свою адаптивность к возможным изменениям программы работ на станции и высокую эффективность. Формирование программы полета станции путем сочетания основных экспедиций, обеспечивающих постоянное присутствие экипажа на борту, с более короткими экспедициями посещения дает возможность оперативно планировать программы исследований в зависимости от уточняемых приоритетов решаемых задач и готовности аппаратуры. Именно благодаря этому удалось по требованию заказчиков и ученых менять направления исследований и уже в ходе полета станции расширять их, учитывая интересы других организаций и государств. Это особенно ярко продемонстрировала программа "Мир-НАСА", в рамках которой за четыре года осуществлено семь длительных экспедиций американских астронавтов и девять стыковок кораблей "Шаттл".

Основополагающие принципы предъявили соответствующие требования и к созданию бортовых систем станции "Мир", где использованы новые научнотех-нические решения, перспективные для дальнейшего развития космической техники. Причем многие из них поначалу вводились на станции как экспериментальные, проходящие летные испытания. Но в результате, как правило, они принимались в эксплуатацию. Именно такие системы затем обретали статус штатных, помогая совершенствовать и модернизировать "Мир". Прежде всего это система управления станцией, использование в которой новых подходов к разработке, а также возможностей вычислительной техники, позволила модернизировать и заменять при необходимости программное обеспечение по радиолинии, осуществить комплексирование вычислительных средств отдельных модулей и решать задачи управления ориентацией станцией с помощью электромеханических маховиков-гиродинов, что сократило потребности в расходовании доставляемого с Земли топлива. Это - бортовой универсальный информационно-вычислительный комплекс, ставший комфортным средством управления бортовой автоматикой. Это - баллистические капсулы "Радуга", которые обеспечили срочное возвращение грузов увеличенной общей массы и объема. Это - стыковочные агрегаты нескольких типов и модификаций. Это - автоматическая система перестыковки крупных модулей на боковые стыковочные порты. Это - устройства многократного развертывания и свертывания солнечных батарей. Это - частично замкнутые системы и средства жизнеобеспечения "Воздух" и "Электрон", существенно сократившие грузопоток с Земли расходуемых материалов. Это - фермы "Софора" и "Рапана", имеющие элементы конструкции с памятью формы и используемые для размещения экспериментальных приборов (датчиков, кассет с материалами) и служебного оборудования, в том числе созданной в ходе полета выносной двигательной установки, позволившей радикальным образом решить проблемы управления по крену. Это - защищенные от электромагнитного взаимовлияния новые антенно-фидерные устройства. Это - система спутниковой радиосвязи, которая не только расширила возможности взаимодействия с экипажем на орбите, но и обеспечила почти непрерывную передачу информационных широкополосных потоков, содержащих сведения о состоянии бортовых систем и результаты проведенных исследований и экспериментов, что принципиально изменило концепцию управления полетом. Это - индивидуальное средство передвижения космонавта, телескопическая пятнадцатиметровая грузовая стрела, средства фиксации в открытом космосе, соответствующий инструментарий и многое-многое другое.

ПО МЕРЕ эксплуатации проект "Мира" постоянно совершенствовался и развивался, а структурное разделение бортовых систем всех модулей на станционный и служебный борт существенно упростило процессы их взаимной адаптации. Соответствующее схемное построение бортовых систем и их интерфейсов обеспечило широкие возможности, связанные не только с восстановлением их работоспособности, но и с дооснащением станции новыми приборами и агрегатами в ходе полета, ориентируя ее на решение новых дополнительных задач, которые естественно возникают в процессе столь длительной работы космического комплекса. Технические же решения, принятые при создании грузовых кораблей, позволили использовать их и как специализированные модули, что давало возможность подготовить в короткие сроки и выполнить уникальные эксперименты - "Знамя", "Инспектор" и другие.

Не планировавшиеся первоначально межорбитальные перелеты со станции "Мир" на станцию "Салют-7" и обратно открыли совершенно новую страницу в освоении околоземного пространства, позволив реализовать на практике возможность одновременной эксплуатации нескольких пилотируемых космических комплексов. Уникальные маневры станции "Мир" и нескольких транспортных кораблей, проведенные в ходе технического эксперимента "Родео", а также при отстыковке корабля "Шаттл", подтвердили безопасность и надежность подобных работ при надлежащей их подготовке. Система дистанционного телеоператорного управления транспортными грузовыми кораблями при их стыковке со станцией стала теперь неотъемлемой для всех взаимодействующих с орбитальным комплексом беспилотных космических аппаратов, повышая надежность выполнения орбитальных маневров сближения и сборки.

Практически по всем направлениям создания станции и ее бортовых систем реализованы прорывные в научно-техническом и технологическом плане разработки, применены новые уникальные материалы, освоены передовые технологические процессы. Сверхдлительная эксплуатация космической станции и преодоление ряда серьезных нештатных ситуаций не только не остановили процесс ее развития, но и обеспечили совершенствование организации и систем управления полетом, средств и способов подготовки космонавтов, выработки рекомендаций, внедрение которых осуществлялось оперативно на последующих этапах. Во время полета проведены уникальные ремонтные операции: герметизация и заправка гидромагистралей систем терморегулирования, очистка ее агрегатов и магистралей от засорения, настройка блоков вычислительной системы, юстировка оптических датчиков, развертывание солнечных батарей и тому подобное. Многие из этих операций осуществлялись в открытом космосе и практически все - впервые в истории космонавтики!

Бесценный практический опыт комплекса "Мир" и реализованные в ходе полета уникальные технические и технологические решения нашли многостороннее воплощение в другом крупномасштабном проекте - Международной космической станции, в котором Россия участвует в качестве одного из основных партнеров.

Значительные успехи достигнуты и в организации работы отечественной промышленности. Нацеленность на решение главной задачи позволяет в короткие сроки преодолевать множество частных проблем, интегрировать усилия многочисленных коллективов. На базе совместного творческого труда сформировалась и подтверждает свою жизнеспособность в экстремальных условиях дефицита финансовых средств многотысячная кооперация, включающая ведущие организации практически всех областей науки, техники и промышленности. В непростых современных условиях постоянное участие в обеспечении непрерывного полета станции "Мир" стало для многих коллективов-соисполнителей поистине жизненно важным.

На станции выполнен огромный объем исследований по национальной и двадцати шести международным программам. Это позволило пилотируемой космонавтике выйти на качественно новый этап развития. Если раньше каждый полет имел самостоятельный характер героического и весьма рискованного отдельного мероприятия, то теперь сделан решающий шаг к непрерывной работе экипажей и квалифицированных специалистов, постоянно реализующих программы планомерного освоения космического пространства человеком. То, что еще недавно казалось фантастикой, - сегодня будничная работа. За период полета станции "Мир" на ней проведено двадцать семь длительных экспедиций. И теперь благодаря самоотверженному труду многотысячных коллективов орбитальная станция, на которой сосредоточено более 240 наименований уникальнейшей научной аппаратуры общей массой около 14 тонн, сохраняет свою работоспособность.

Станция "Мир" сегодня в наивысшей степени стала орбитальным форпостом фундаментальной и прикладной наук. Уникальные возможности станции открыли ученым простор для проведения длительных и постоянных наблюдений и исследований: эксперименты по всем направлениям идут широким фронтом, в том числе и в рамках программ международного сотрудничества. Это укрепляет и повышает авторитет российской науки как интегратора приоритетных направлений научных программ. За время полета получены результаты исключительной ценности, внесшие принципиальный вклад в развитие знаний о Вселенной и материи, глобальных факторах, влияющих на нашу планету и околоземное пространство, об организме человека и формах эволюции жизни в целом. Астрофизическими приборами получены спектры и рентгеновские изображения центра нашей Галактики. Впервые зарегистрировано рентгеновское излучение Сверхновой в созвездии Лисички, открыты новые, наиболее удаленные от Земли рентгеновские источники и зарегистрированы ранее неизвестные кандидаты в "черные дыры". Данные по природным ресурсам Земли и экологическому мониторингу оперативно используются для обновления карт, контроля местности и экологической обстановки. Все большее значение приобретает постоянное наблюдение за процессами в верхней атмосфере, играющими часто весомую роль в экологическом балансе Земли и, возможно, определяющими будущее Человечества. На основе исследований физики жидкости, тепломассопереноса и кристаллизации в условиях невесомости отработаны методы получения новых ценных, превосходящих земные аналоги, материалов - кристаллы арсенида галлия, теллурида кадмия и оксида цинка. Развернуты интенсивные исследования по получению и переработке биопрепаратов с заранее заданными свойствами для внедрения на предприятиях микробиологической промышленности. Не имеет аналогов на Земле по своему оснащению комплекс медико-биологического оборудования станции, позволяющий уверенно прогнозировать возможности межпланетных перелетов, а также предоставляющий широкие возможности для использования в повседневной практике созданных приборов и полученных результатов при лечении болезни движения, в области медицины скорой помощи и чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, именно в ходе полета станции "Мир" получили широкое развитие принципиально новые области знания, ранее не развивавшиеся столь бурно применительно к космонавтике. Это в первую очередь - широкое международное сотрудничество, разделение труда в создании сложнейших информационных систем, уникальнейших научных приборов и инструментов: в частности, обсерватории "Рентген" на модуле "Квант", многоцелевого сканирующего телескопа - спектрометра МОМС, уникального медицинского оборудования, разработанных совместно учеными и инженерами России, Франции, Австрии, Германии, и многого другого. Это - и формирование нового сектора рынка космических услуг в процессе реализации пилотируемых программ, отработка при их выполнении методов и форм международно-правовой и коммерческой деятельности, обоснование экономических критериев и показателей, определяющих стоимость услуг и товарной продукции, получаемой в космосе, и обеспечивающих высокую эффективность выполнения намеченных программ.

Сегодня станция находится не просто в работоспособном техническом состоянии - она обладает значительными резервами своего развития. Согласно заключениям авторитетных экспертов "Мир" может эффективно функционировать и дальше, оставаясь вне конкуренции по крайней мере в течение ближайших лет.

Применение новых технических средств, таких, как сварочные установки для работ в открытом космосе, робототехнические устройства-манипуляторы, трехосные стабилизированные платформы, выдвижные штанги для научной аппаратуры, тросовые системы и т. д., сегодня сдерживается из-за отсутствия финансирования. По этой же причине откладывается на неопределенный срок проведение отработочных испытаний межспутниковых лазерных линий связи, сборка и запуск с борта станции автоматического аппарата "Модуль М" с электрореактивными двигателями малой тяги. Это далеко не полный перечень работ, которые экономически целесообразно осуществить на станции "Мир". Прекращение таких работ повлечет не только потерю вложенных финансовых средств, но и затормозит развитие прогрессивных технологий начала XXI века, необходимых для последующей реализации в проектах Международной космической станции, марсианской экспедиции, лунной базы и т.д.

БЛАГОДАРЯ успешной эксплуатации станции "Мир" все мировое сообщество поверило в надежность пилотируемой космической техники, а международные полеты интернациональных экипажей открыли дорогу многолетнему и многоплановому сотрудничеству с ЕКА и НАСА, с Францией, Германией и другими странами. Станция "Мир" НЕ практике стала международной орбитальной научной лабораторией. Именно благодаря приоритетным достижениям на станции "Мир" и уникальным полетам с беспрецедентной продолжительностью пребывания человека в космическом пространстве Россия имеет неоспоримый, признанный всем миром научный технический и технологические потенциал, способный реализовывать самые сложные космические программы, в том числе и во взаимодействии с зарубежными партнерами.