Дмитрий Фролов, "Новые известия", 26 января 1999 г.

Кто станет донором "Мира", до сих пор остается тайной
Да и станет ли - это еще вопрос

Главной космической новостью минувшей недели стало известие о подписании премьером правительства постановления о продлении пребывания на орбите многоцелевого комплекса "Мир", который отлетал уже четыре ресурса и должен был кануть в лоне Мирового океана Земли будущим летом. Первое сообщение о продлении жизни главного детища отечественной космонавтики стало сенсацией, кроме всего прочего, еще и по "техническим причинам". В это самое сообщение вкралась, как принято говорить, опечатка, благодаря которой внебюджетные источники предстоящего долгожительства превратились в бюджетные. Неизвестно откуда свалившиеся миллиарды немало подивили всех, кто, не глядя на календарь, помню, что до первого апреля далеко, и знал при этом, что финансовая ситуация у российского космического ведомства нешуточная. Ваш корреспондент вынужден признаться, что оказался в глупейшей ситуации, поскольку успел поделиться своим недоумением по поводу мифических миллиардов с читателями, а когда все разъяснилось, с горечью обнаружил - слово действительно не воробей, номер ушел в печать.

Что же до самой сути вопроса - кто же все-таки пожертвует средства на содержание орбитального дома, - то внятного ответа до сих пор нет. Просто потому, что решение не принято. Мы стали свидетелями ситуации в действительности экстраординарной. Впервые в истории отечественной космонавтики правительственное постановление, ее непосредственно касавшееся, стало необходимым, но недостаточным условием, определяющим сценарий развития событий. Премьер, подписавший постановление, был лишь проинформирован руководством акционерного общества "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королева", которому предоставлено исключительное право распоряжаться ресурсами комплекса "Мир", о кандидатуре возможного инвестора. Решающее же слово осталось за последним, и оно еще не произнесено.

Заместитель руководителя РКК "Энергия" Валерий Рюмин, равно как и его коллега, пока не решается назвать того, кто почти готов превратить давно желаемое в действительное. В беседе с "Новыми Известиями" он предпочел придерживаться осторожного оптимизма и смог в точности сказать только, что, к сожалению, инвестор к нашему Отечеству отношения не имеет. На роль благотворителя, мецената и спасителя колыбели пилотируемой космонавтики претендует некое частное лицо. В "Энергии" стучат по дереву, чтобы в среду, после "совета главных", сделать достоянием гласности имя того, кто профинансирует продление советской космической одиссеи до 2002 года. К сожалению, стопроцентной уверенности в успехе Валерий Викторович не продемонстрировал. Может быть, потому, что космонавты вообще народ суеверный.

Между тем пресс-центр Российского космического агентства, не отягощенный предрассудками, поспешил заявить, что правительственное решение подействовало на него и всю отечественную космическую отрасль, как патентованная пилюля на героя телевизионной рекламы. А именно, сняло "головную боль" за обеспечение функционирования станции "Мир". Боль, надо признать, была отчаянной: на содержание "Мира" ежегодно требуется один миллиард 100 миллионов рублей, а это больше половины всего бюджета РКА. Такие финансовые затраты несовместимы не только с участием России в программе строительства Международной космической станции, но и с поддержанием минимально достаточного объема спутниковой группировки,

Только не нужно думать, что отношение к "Миру" в российской космической отрасли сложилось в соответствии с небезызвестной поговоркой, где баба с возу... На возрождение "Мира" надеялись и к нему готовились. Во всяком случае, так утверждает заместитель руководителя полетом Виктор Благов, который не был захвачен врасплох тем, что первое изменение коснется стартующего 20 февраля российско-французско-словацкого экипажа в составе Виктора Афанасьева, Жан-Пьера Эньере и Ивана Беллы. Если раньше предполагалось, что Афанасьев, Эньере и Сергей Авдеев, который входит в состав ныне работающего на "Мире" экипажа, будут закрывать станцию и вернутся на Землю в июне, то теперь их полет продлится до августа, превратившись, таким образом, в полноценную экспедицию. Относительно следующих экипажей в Центре подготовки космонавтов тоже есть планы. Говорят, что самыми вероятными кандидатами станут бывшие дублеры двух последних экипажей. В целом же принцип комплектования команды "Мира" - один летавший и один не летавший - сохранится. Иностранных космонавтов тоже приглашают присоединяться. Правда, заявок пока не поступало.