23.11.99, “Новые Известия”

Китайский вызов

Проведенный КНР в минувшие выходные успешный запуск первенца национальной космической пилотируемой программы корабля “Шэньчжоу” вызвал у специалистов гораздо меньше удивления, чем сопутствовавшие ему комментарии китайских официальных лиц. Красный Китай открыто заявил о готовности перенести военное противостояние с заокеанским гегемоном в безвоздушное пространство.

То, что амбициозная программа запуска в космос китайского коммуниста переходит в заключительную стадию, стало понятно четыре года назад. Тогда Москва передала Пекину информацию, позволившую тому не тратиться на разработку собственных систем ориентации орбитальных группировок и жизнеобеспечения космонавтов. Само эпохальное событие ожидалось еще в дни празднования 50-летия провозглашения Народной Республики в минувшем октябре.

Непроясненным оставался главный вопрос - а что, собственно, будет делать КНР с скопированным с советского “Союза” космическим кораблем. Заявление представителя министерства обороны КНР Сун Ичана в деловой газете “Чайна бизнес таймс” позволило дать на него ответ китайский пилотируемый космос станет военным. По словам Сун Ичана, отработка в ходе пилотируемых полетов навыков орбитального маневрирования с помощью малоимпульсных двигателей позволит Китаю усовершенствовать технологию преодоления систем противоракетной обороны. “Теперь, когда мы получили такие козыри, противоположной стороне, даже если у нее уже есть ПРО ТВД, придется сесть с нами за стол переговоров”.

Есть основания полагать, что санкционированные сверху замечания патриотичного офицера рассчитаны на расширенное толкование. И что ставки в сложной военно-политической игре повышает не только Пекин, но и Москва, отвергающая предлагаемые Клинтоном “улучшения” договора Никсон-Брежнев 1972 года.

Куда больше угрозы США пересмотреть в одностороннем порядке условия двустороннего соглашения с Россией по ПРО Китай волнует напрямую не связанные с этой ревизией перспективы создания Японией и Тайванем с американской органических систем противоракетной обороны.

В отличие от задуманного Вашингтоном плана создания общенационального щита “от одиночных ракет противника”, реализуемость которого для помощью ограниченных систем противоракетной экспертов не очевидна, прототипные образцы и отдельные элементы ПРО ТВД прошли успешную обкатку в боевых условиях. Пекин может лишиться ядерного козыря, эффективного рычага давления на Токио и Тайбэй. А значит, у России появляется союзник.

Первые опыты игры в связке касались чисто дипломатической сферы. Россия и Китай провели через Генеральную Ассамблею ООН не имеющую обязательной силы резолюцию в защиту Договора по ПРО. Реакции на этот демарш не последовало: к вербальным проклятиям в свой адрес в Белом доме притерпелись. Но так же легко списывать Китай здесь не рискуют.

Не так давно заместитель министра обороны России заинтриговал экспертов обещанием некоего “совместного ответа” на провокационные эксперименты США и их азиатских партнеров в области ПРО. Вскоре Пекин сообщил о создании лазера, способного “ослеплять” системы наведения баллистических ракет на заключительном отрезке траектории. А теперь от пассивной противоракетной обороны перешел к активной.

Сергей Гулый