Д. Жамальдинов, "Новая газета" №10, 22-28 марта 1999 г.

ЗАЧЕМ КИТАЙЦАМ НУЖЕН "МИР"

Одной из главных международных и шпионских интриг года стал объявленный китайским руководством возможный запуск пилотируемого корабля на космическую орбиту.

Наконец-таки стало известно, что знаменательный день определен - 1 октября 1999 года. Запуск будет приурочен к 50-летию образования КНР.

Времени все меньше, а вопросов все больше. Ведь, несмотря на многочисленные явления китайских официальных лиц, у специалистов по поводу предстоящего триумфа нет единого мнения. Слишком уж извилистыми путями продвигаются китайцы в космос.

1975 год. В Пекине празднуют очередную победу социализма с китайской спецификой - запущен первый отечественный спутник. На следующий день в газетах появляется снимок китайского, космонавта, примеряющего скафандр.

Вне всякого сомнения, это был достойный ответ ревизионистам в Кремле. Правда, пекинских идеологов нисколько не смущал тот факт, что китайский ракетоноситель сильно смахивал на советский "Союз", а все основные компоненты космических составляющих программы были в свое время просто подарены старшим братом. То есть - нами.

Но на такие мелочи обращать внимание не пристало. Главное, что Китай, встав в один ряд с ведущими мировыми державами, в очередной раз доказал жизнеспособность выбранной модели - жертвы культурной революции били не напрасны.

С тех пор о китайской космонавтике как-то подзабыли, хотя ракеты-носители до сих пор успешно выводят на орбиту военные спутники-шпионы, а в последнее время и иностранные космические аппараты (на коммерческой основе). И на головы бедных жителей время от времени падают очередные ракетные останки. Но не спешите винить в этом советских конструкторов и советскую технику, просто пытливые китайские специалисты многократно "улучшали" технические характеристики случайно доставшегося им чуда инженерной мысли.

В конце восьмидесятых Михаил Сергеевич посетил Пекин. Вновь затлели угольки дружбы, было потухшие. И начиная с 1991 года многочисленные китайские делегации по приглашению Российского космического агентства (РКА) зачастили к нам в гости. В состав делегаций входили в основном разведчики. Наши, конечно, не могли об этом не знать, но бояться - не боялись, поскольку уровень компетенции делегатов был крайне низок. Утром китайские официальные лица торговали на московских рынках привезенным ширпотребом, а вечером точно так же торговались на переговорах с представителями РКА.

Было очевидно, что они заняли выжидательную позицию и торопиться с принятием кардинальных решений не хотят. Цели ставились промежуточные: уговорить голодных российских инженеров продать что-нибудь "не очень ценное" за весьма дорогие китайские пуховики. И, кстати сказать, им, это иногда удавалось. Хотя надо отдать должное и чиновникам из РКА, сумевшим взять ситуацию под контроль и тем самым помешавшим неуемному любопытству наших соседей, к великому огорчению последних.

Несерьезность переговоров объяснялась на самом деле тем, что к этому времени Китай уже вовсю сотрудничал с Национальным агентством космических исследований США, а связи с Россией рассматривались как часть любимой в Пекине политики сдержек и противовесов, чтоб американцы не слишком зарывались и не пытались диктовать свои условия. А у России, все глубже погружавшейся в экономический кризис, под шумок и обещания о дальнейших перспективах сотрудничества можно было отхватить что-нибудь ну совсем по смешной цене.

Но китайцы слегка просчитались. Законы рынка оказались не чужды и чиновникам из РКА, которые, убедившись в тщетности попыток продать свой уникальный товар по разумной цене, сменили тон переговоров на более жесткий - технологии имеют себестоимость, платите валютой.

Торг, конечно, - вещь занимательная, но стали поджимать сроки. Ведь объявили на весь мир о предстоящем триумфе... Переносить его на XXI век? Но тогда произойдет самое страшное, что только может приключиться с китайцем, потеря лица.

Несколько неудачных пусков, состоявшихся с 1995 по 1998 год и закончившихся катастрофами, свидетельствовали о том, что дела у китайцев идут не так, как бы им хотелось. Китаю настала пора выбирать партнера, того, чьи космические технологии, в конце концов, закупать: российские или американские..

И в апреле 1996 года генеральный директор РКА Юрий Коптев подписывает в Пекине секретное соглашение о сотрудничестве. Официально, для непосвященных, объявляется только о продаже Китаю системы стыковочных узлов, используемых на российских космических аппаратах.

Но в том же году два китайских летчика начинают проходить годичную стажировку в Звездном городке. Судя по всему, именно тогда и состоялась сделка. Российские ракеты оказались надежнее и дешевле американских.

С приближением даты объявленного китайцами триумфа забеспокоились американцы. Соглашения с Россией, о полном содержании которых они скорее всего только догадываются, стали для США неприятным, сюрпризом. В ответ решили действовать по-американски.

В феврале этого года они впервые за всю историю своего сотрудничества с Китаем блокируют спутниковую лицензию и: отказываются от выгодного (450 млн долл.) контракта. Затем начинается кампания по обвинению Китая в воровстве ракетных и ядерных технологий.

Сотрудничество России и Китая, уж неизвестно с чьей подачи, обрастает слухами. Например, стали оговаривать о том, что таинственными спонсорами станции "Мир", которых в последний момент что-то отпугнуло, были именно китайцы. Российское космическое агентство этот факт отрицает. Юрий Коптев, глава РКА, высказывается в том ключе, что если бы китайцы и хотели полетать на нашей станции, то давно бы уже это сделали. А если не хотели? Конечно, надо знать китайцев, которые слишком уж большое идеологическое значение придают запуску своего гражданина в космос, чтобы признаться в зарубежных поставках и официально связать себя с космическими программами иностранных государств. Это значит погубить все дело, ведь в этом случае ни о какой самостоятельности и речи быть не может.

Но, с другой стороны, платить миллионы ради укрепления национальной гордости и сохранения лица...

Китайские пилоты, проходившие стажировку в Звездном, благополучно вернулись домой, а не отправились на российский "Мир". Ясно, что они готовились быть инструкторами будущего отряда китайских космонавтов и привезли на родину бесценные знания.

Но как быть тогда с финансированием "Мира"? Ловкий трюк, чтобы заинтересовать Россию, а на самом деле амбиции Китая простираются дальше идеологических запусков космонавтов к дню рождения страны и существуют планы строительства собственной станции? Стыковочные узлы-то покупали, у нас стажировались тоже неспроста...

Хотя возможен и еще один вариант: существуют планы стыковки китайского космического корабля с российской станцией "Мир", в связи с чем у китайцев и могло возникнуть желание продлить жизнь старушке. Стыковаться-то больше не с чем.

Одним словом, с проникновением Китая в космос тайн и секретов прибавится на порядок. И может так получиться, что в итоге и россияне, и американцы окажутся в дураках. Лишь бы только китайские специалисты смогли совладать со своим природным любопытством и не полезли разбираться в благоприобретенных технологиях перед самым стартом.

Но, так или иначе, в этом году нам еще предстоит услышать немало интересного. Впрочем, к научному освоению космоса все это будет иметь лишь косвенное отношение.