20.11.99, “Красная звезда”

Плесецк смотрит в XXI век

Недофинансирование космической отрасли, как, впрочем, и всего оборонного комплекса, стало притчей во языцех. Тем не менее сизеть сложа руки в этой ситуации и ждать “манны небесной” в виде выделения целевых бюджетных средств было бы неверно. Вот почему на космодроме Плесецк ищут новые подходы в решении этой проблемы. Речь идет об организации коммерческих запусков “конверсионных” межконтинентальных баллистических ракет (МБР), снимаемых с вооружения согласно Договору СНВ-2.

Следует подчеркнуть, что этот договор предусматривает возможность переоборудования МБР в космические ракеты-носители.

Западные специалисты прогнозируют в ближайшем будущем резкое увеличение числа малых спутников, развертываемых на орбитах высотой от 300 до 1.500 км. Космические аппараты будут использоваться для оперативной связи, навигации, дистанционного зондирования Земли и некоторых других целей. По самым скромным подсчетам, примерно 1.000 малых спутников до 2006 г. необходимо будет запустить на орбиту. Западу это не под силу, для этого требуется рентабельные ракеты-носители (РН) легкого класса, которых за рубежом нет.

Российско-германское предприятие Eurockot Launch Services GmbH, созданное ГКНПЦ им. Хруничева (Москва) и Dimpler Aerosprace (Бремен) предлагает использовать для этих целей трехступенчатую РН “Рокот” легкого класса, созданную на базе надежной МБР SS-19 путем установки высокоманевренной верхней ступени “Бриз-К/КМ”.

До первого старта “Рокота” из Плесецка не так уж много времени. Разработанный план пусков предусматривает первый испытательный старт ракеты уже в конце этого года. Главная его цель-демонстрация возможностей космодрома Плесецк и отработка технологии подготовки и проведения пусков.

Другой “конверсионной” ракетой является РН “Днепр”, прообразом которой послужила МБР 15А14 она же Р-ЗбМ, или РС-20. по западной классификации

SS-18 Mod.1, или Satan). Сегодня проведение пусков данной ракеты возможно только с экспериментальной шахтной пусковой установки космодрома Байконур, арендуемого Россией у Казахстана. К сожалению, известные осложнения в этой области между двумя странами ставят большой знак вопроса в продолжении этой программы. В связи с этим ныне оцениваются возможности создания космического стартового комплекса на российском космодроме Плесецк для пуска ракет-носителей “Днепр”, который позволит выводить на орбиту полезный груз массой до 4 тонн.

Еще одним перспективным направлением развития космической техники является разрабатываемое Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева семейство ракет-носителей “Ангара”. В него входят РН легкого, среднего и тяжелого классов. Все они, и это является отличительной особенностью данного проекта, разрабатываются на базе универсального ракетного модуля (УРМ), являющегося первой ступенью. Грузоподъемность ракеты-носителя варьируется сочетанием нескольких УРМ. Первый пуск “Ангары” должен состояться с космодрома Плесецк в 2001 году.

В связи с разрабатываемыми программами возникает закономерный вопрос: насколько вредны в экологическом плане предполагаемые запуски? Хочется успокоить защитников экологической среды. Уникальные разработки в области конверсии жидкостных двигателей боевых ракет, проводимые в Конструкторском бюро химической автоматики КБХА (г.Воронеж), позволяют переоснастить “ядовитые” двигатели экологически чистыми компонентами топлива (кислород + керосин).

В соответствии с договорами СНВ-1 и СНВ-2 в России подлежат уничтожению 308 ракет SS-18. Кроме того, имеется некоторое количество неразвернутых ракет и запасных частей к ним, включая двигатели. Результаты испытаний позволят наметить дополнительные мероприятия по оптимизации характеристик модернизируемых жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Заслуживает внимания и проект ГНКЦ ям. М.В. Хруничева, который предусматривает создание всеазимутального РН легкого класса “.Ангара-1ВА” с многоразовым ускорителем первой ступени, возвращающимся после отделения от РН к месту старта по самолетной схеме. Всеазимутальный носитель разрабатывается на основе варианта “Ангары-1.2”, где используется в качестве второй ступени ракетный блок типа блока “И” РН "Союз-2”. Первая ступень дооснащается двухпозиционным складным крылом, которое крепится на межбаковом отсеке ступени. Также на хвостовом отсеке устанавливается цельноповоротное хвостовое оперение, а в новом отсеке ступени - два вспомогательных воздушно-реактивных двигателя. Эти двигатели обеспечивают крейсерский полет ступени при возвращении на аэродром расположены вблизи стартового комплекса. Посадка, ступени на аэродром осуществляется на убирающееся шасси самолетного типа. Начало летно-конструкторских испытаний “Ангары”- планируется на 2003 г Создание этой ракеты-носителя позволит полностью ликвидировать падение первых ступеней. Эта проблема достаточно актуальна для отечественной ракетно-космической техники, так как некоторые районы падения расположены на территориях других государств.

Александр Несмеянов.