12.10.1999, "Красная звезда"

“ЛАЗЕРНЫЙ ЗОНТИК” ДЛЯ ОБОРОННОЙ ДОКТРИНЫ

На вопросы “Красной звезды” отвечает генеральный конструктор НПО “Энергомаш им.В.П.Глушко” Борис КАТОРГИН

-Борис Иванович, российское космическое двигателестроение активно коммерциализируется. Как вы оцениваете нынешнее положение дел в этой отрасли, способность ее активно развиваться без государственного участия?

-Отечественное ракетное двигателестроение находится в лучшем положении, чем можно было бы ожидать в сегодняшней экономической ситуации. Если говорить о нашей фирме, то, несмотря на отсутствие госзаказа многие годы, мы все же вышли со своей продукцией на внешний рынок. Наш двигатель РД-180 победил в США на конкурсе по модернизации ракеты "Атлас''. Первый его образец смонтирован на "Атласе-3" и ждет испытаний.

Кроме того, в ГК НПЦ им. Хруничева началась разработка нового ракетоносителя (РН) "Ангара", и мы для этой ракеты создаем новый двигатель РД-191. Продолжаем работы по трехкомпонентному двигателю нового поколения. Проводим модернизацию РД-120 - второй ступени ракеты "Зенит" для использования с уровня земной поверхности. Недавно пришли первые успешные испытания. И в середине октября намечена презентация РД-120К. Двигателисты других фирм тоже работают, несмотря на сложные финансовые условия, и, насколько мне известно, продвигаются по своей тематике.

- В этом году появилась новая управленческая структура - Российское авиационно-космическое агентство. Способна ли она принципиально повлиять на развитие двух таких глобальных отраслей, как космонавтика и авиация, или станет их бюрократическим придатком? Сближение авиации и космонавтики происходит на наших глазах. Пример тому "Буран". Американцы разрабатывают носители Х-33, X-38 - космопланы, взлетающие в космос и возвращающиеся на аэродромы как обычные самолеты. И здесь используются как авиационные, так и космические идеи.

Предприятия ВПК привыкли к некоей управляемости, к выработке стратегически единой политики по разным направлениям для всей отрасли. И, конечно, с этой точки зрения развитие авиации и космонавтики в сегодняшних экономических условиях, их объединение играют положительную рать. Нужно экономить средства, концентрировать на конкретных перспективных направлениях, реструктуризировать, диверсифицировать предприятия. Нужен центр, который будет заботиться о решении всех проблем.

- НПО 'Энергомаш" в последние голы добилось заметных уcпeхов благодаря не только созданному в советское время заделу, но и энергичной работе в последние годы. Как вы оцениваете творческий потенциал предприятия?

- Творческий потенциал нашего коллектива весьма высок. Но проблемы есть. К сожалению, многие сотрудники в возрасте, и мы стараемся привлечь на предприятие молодежь, прежде всего в область разработки, испытаний. Нам это удается. Многие выпускники вузов, которые приходят на предприятие, связывают с ним свою судьбу. И надеемся, что растет хорошая смена.

Российские приоритеты

- Сегодня, как известно, наравне с квалифицированными кадрами первостепенное значение в развитии производства принадлежат инвестициям. В России солидных инвесторов практически нет. Удается ли вам привлечь средства из-за рубежа?

- Мы стремимся привлечь инвестиции по зарубежным контрактам, и не без успеха. Например, российско-американской программой поставок двигателя РД-180 для РН “Атлас” предусмотрено выделение средств на модернизацию нашего производства. Очень трудно было подвигнуть государственные органы США к такому решению. Но все же американские фирмы получили брокерские лицензии на финансирование проекта. Это миллионы долларов.

С государственным центром имени Макеева мы активно развиваем ракетную систему для запусков с Австралийского континента. Проведены работы с рядом австралийских компаний. Получили первые небольшие инвестиции и доработали РД-120 для использования с уровня земли, моря.

Разрабатываем ряд проектов по переработке природного газа в моторное топливо - частично на инвестиции зарубежных партнеров. Близки к завершению переговоры по следующему этапу работ. Вместе с тем многие крупные компании из разных стран мира, заинтересованные в сотрудничестве, боятся вкладывать свои средства из-за нестабильной обстановки в России.

Да, одни из самых долгоживущих двигателей на РН "Союз" РД-107, РД-108. Они начали летать с августа 1957-го. За 42 года прошли несколько модернизаций. Но их облик, основные параметры остались неизменны. И сегодня эта двигатели не устарели. На них осуществляются все российские пилотируемые программы, работают коммерческие запуски.

Очевидна перспектива по двигателю РД-180 для американского "Атласа". Без нас в США РД-180 сделали бы не скоро. Он существенно опережает все имеющиеся в мире разработки и будет достаточно долго жить в будущем веке. Двигатель для "Ангары'" пока на бумаге, но в него заложены очень перспективные решения. Это программы, финансируемые сегодня.

По программе "Морской старт" недавно был проведен первый пуск. Вскоре будет второй. А двигатели РД-171, РД-120, которые используются на ракете "Зенит", еще только начали жить. У них большое будущее. Мы делаем трехкомпонентный двигатель. Это двигатель следующего поколения. Он имеет настолько высокие энергетические характеристики, что ракета, построенная на его основе, может взлетать и приземляться. Этот двигатель создаст новое качество в ракетостроении. Мы провели успешно около 40 испытаний экспериментального образца. Они свидетельствуют: мы на правильном пути, и двигатель очень перспективен.

Хорошими разработками мы обеспечены до середины будущего века. Активно занимаемся созданием двигателя, который в качестве горючего будет использовать сжиженный природный газ. Он будет дешев, имеет высокие энергетические характеристики и признан перспективной разработкой. Словом, идейный задел очень большой.

Не хватает средств, чтобы его реализовать. Но торопиться к надо. Творческий потенциал нужно расходовать так, чтоб он окупался.

- О чем мечтает генеральный конструктор на пороге своего 65 - летая?

- Мечтаю о том времени, когда у предприятия не будет долгов. Когда сумеем рассчитаться Мосэнерго, с бюджетом - по налогам. У нас много мыслей о ее создании новейших агрегатов. Хочу дожить до испытаний трехкомпонентного двигателя в космосе. Это будет мощный прорыв в области двигателестроения и авиационной техники.

Есть у нас и еще одно весьма, эффективное направление работ - в облает лазеров. Подобные работы активно ведутся в США. Там создается система воздушного базирования ПРО. Активные эксперименты ведутся по поражению мишеней. Мечтаю о том, чтобы это сверхперспективное и сверхнеобходимое направление начало финансироваться. Потенциальные возможности этого оборонительного оружия превышают перспективы ракетной техники. Это системы нового качества. Они могут стать приоритетными в самом ближайшем будущем. Если сегодня не придать значения развитию это направления, то его может постигнуть судьба российской компьютерной техники.

Беседу вел Владимир ДЕРНОВОЙ.