30.10.99, “Калининградская правда”

Первый спутник был зачат в Болшеве

Забытое училище

В прекрасном юбилейном издании книги о Калининграде-Королёве “К космическим высотам из глубины веков” (авторы Р. Позамантир и Л. Бондаренко) многие главы посвящены Болшево. Рассказывается о древнем Максимковском селище и Болшевском городище XI века, развитии текстильного производства в дореволюционный период и при советской власти. Показывая вклад калининградцев в победу над фашистами, авторы отмечают: “Уже в первый месяц войны в городе, включая Болшево и посёлки, было открыто 14 госпиталей, в основном в домах отдыха и санаториях...” О Болшеве военных лет далее не упоминается, хотя добротный болшевский текстиль, ценившийся военными ещё при царях, шёл на снабжение и Красной Армии. Из него шили не только обмундирование, но и знамена для воинских частей, дошедших до Берлина. Но не только этим было известно в годы войны наше Болшево. Здесь тогда функционировало Военно-инженерное училище, подготовившее для Красной Армии тысячи специалистов.

В 1946 году на месте училища был сформирован военный НИИ, и об училище посте, пенно забыли, вроде его и не было. Но следы от него остались: добротная казарма, учебные корпуса, административное здание, два больших жилых дома целый городок.

Восстановить историю училища попытался в середине 90-х годов старожил Болшева С.И. Мельников, заведовавший в то время краеведческим музеем Юбилейного. Как он выяснил в ходе архивных “раскопок”, история училища, обосновавшегося в Болшеве осенью 1939 года, началась ещё в марте 1919 года, когда была создана Московская военно-инженерная школа. Она выдержала многочисленные реорганизации, переводилась в Ленинград, а в сентябре 1937 года стала Московским военно-инженерным училищем, которое временно размещалось вблизи ВДНХ. Основная база училища возводилась в Болшевемежду деревней Максимково и Комитетским лесом.

Вот тогда и вырос первый многоэтажный городок по соседству с известным Яковлевским приютом. Переезд в Болшево Военно-инженерного училища совпал с началом второй мировой войны: 1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу, в ноябре этого года белофинны спровоцировали военные действия СССР против Финляндии. Весь выпуск училища 1939 года участвовал в боях на линии Маннергейма. С началом Великой Отечественной войны и приближением фронта к Москве училище было частично эвакуировано. На его болшевской базе с июля 1941 года работали Центральные курсы заграждения и курсы усовершенствования командного состава. В июне 1943 года эти курсы были реорганизованы в Московскую военную инженерную академию. За годы войны в Болшеве повысили квалификацию около трёх с половиной тысяч специалистов минно-подрывного дела и около тысячи руководителей инженерных войск. Среди курсантов училища были и представители дружественных армий: поляки, болгары, чехи и другие. В Болшеве накануне войны учился и будущий маршал инженерных войск С.Х. Агапов. Последние годы его жизни прошли в посёлке Первомайский.

В октябре 1944 года в Болшеве отмечалось 25-летие Московского военно-инженерного училища. За большой вклад в разгром врага под Москвой, Сталинградом и за другие операции училище награждается орденом Боевого Красного Знамени и в его название добавляется слово “краснознамённое”. Воспитанники училища участвовали во всех сражениях Великой Отечественной войны. Тысячи болшевских курсантов заслужили высокие правительственные награды, 16 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

19 апреля 1946 года по решению Генерального! штаба инженерное училище объединяется с военно-строительным и становится Московским Краснознаменным высшим военным инженерным училищем. Вначале оно размещалось в Москве, с 1947 по 1957 год в Ленинграде, потом в прибалтийском Калининграде, где в 1960 году было расформировано в ходе хрущёвского сокращения Вооружённых Сил…

К сожалению, в городских музеях Королёва и Юбилейного нет экспозиций, посвящённых болшевским курсантам. Приближается 55-я годовщина Победы, и хорошо бы к этой знаменательной дате установить в Юбилейном, бывшем Болшево-1, обелиск с именами героев выпускников училища, ставшего первым" воинским формированием Калининградского гарнизона ровно 60 лет тому назад.

Может быть, отзовётся кто-нибудь из курсантов этого училища, их дети и внуки?

“Пакет Тихонравова”

В послевоенной истории Болшева есть также малоизвестные страницы, связанные с ракетно-космической темой. И не случайно: долгое время всякая информация о ракетах, спутниках и людях, причастных к этой технике, была секретной. Теперь одну из тайн могу сообщить читателям “Калининградки”: искусственный спутник Земли был зачат в Болшеве. Это официально зарегистрировано в книгах, посвящённых отечественной космонавтике и даже на мемориальной доске, установленной на улице Тихонравова в Юбилейном. Как это произошло? Возвратимся в первый послевоенный год. Советскому Союзу одновременно с восстановлением разрушенного войной хозяйства приходилось тратить много сил и средств на укрепление обороноспособности страны в условиях ядерного шантажа со стороны США. Перед разработчиками военной техники была поставлена задача в кратчайшие сроки создать ядерное оружие и средства его доставки для поражения агрессора, где бы он ни находился. Для реализации этой задачи 13 мая 1946 года Совет Министров СССР принял постановление о развёртывании масштабной работы по развитию отечественного ракетостроения. В соответствии с этим постановлением в Болшеве на территории бывшего инженерного училища формируется Научно-исследовательский артиллерийский институт реактивного вооружения №4. Начальником института был назначен генерал А.И. Нестеренко, его заместителем по специальности “Жидкостные баллистические ракеты” полковник М.К. Тихонравов, соратник С.П. Королёва по ГИРДу и РНИИ. Вместе с ним пришли в НИИ-4 П.И. Иванов, В.Н. Галковский и Г.М. Москаленко, которые стали основой “группы Тихонравова”, одержимой идеей полёта человека в космос. Первым помощником Тихонравова стал И.М. Яцунский, в состав группы вошли О.В. Гурко, И.К. Бажинов, А.В. Брыков, Л.Н. Салдатова и другие.

Михаил Клавдиевич Тихонравов был известен как создатель первой жидкостной ракеты, стартовавшей в Нахабино 17 августа 1933 года. Он же в 1945 году возглавил проект подъёма двух астронавтов на высоту 200 километров с помощью ракеты типа ФАУ-2 и управляемой ракетной кабины. Проект был поддержан Академией наук и одобрен И. Сталиным... Однако в трудные послевоенные годы руководству военной отрасли было не до космических проектов, которые воспринимались как фантастика, мешающая выполнению главной задачи по созданию “дальнобойных ракет”.

Исследуя перспективы развития ракет, создаваемых по классической последовательной схеме, М.К. Тихонравов приходит к выводу об их непригодности для межконтинентальных расстояний.

“И тогда, рассказывал он, у нас возникла мысль осуществить идею Циолковского о ракетных поездах. Суть её в том, что со старта летит целый пакет ракет с одновременно работающими двигателями. По мере выгорания топлива пустые ракеты отделяются...”

Исследования, проведённые под руководством Тихонравова, показали, что пакетная схема из ракет, созданных тогда в КБ Королёва, обеспечит скорость в четыре раза большую, чем при обычной компоновке. "Появляется возможность создания ракет с неограниченной дальностью полёта и возможность запуска искусственных спутников Земли и полёта на них человека...”такое заявление сделал Тихонравов в марте 1950 года на научной конференции НИИ-4. Одобрения большинства учёных-ракетчиков он не получил, многие сомневались, что такой пакет взлетит... С.П. Королёв и М.В. Келдыш вовремя оценили достоинства “пакета Тихонравова”, он стал основой для разработки знаменитой Р-7, "семёрки" первой межконтинентальной и космической ракеты. Внедрением “пакетной схемы” группа Тихонравова приблизила осуществление своей заветной мечты о выходе человека в космическое пространство. В инициативном порядке они продолжали исследования проблем, связанных с запуском и возвращением на Землю ИСЗ.

16 сентября 1953 года по заказу ОКБ Королёва в НИИ-4 была открыта первая научно-исследовательская работа по космической тематике “Исследования по вопросу создания первого искусственного спутника Земли". Группа Тихонравова, имевшая солидный задел по этой теме, выполнила её оперативно.

В 1956 году М.К. Тихонравов с частью своих сотрудников переводится из НИИ-4 в ОКБ Королёва начальником отдела по проектированию спутников. При его непосредственном участии создаются первые ИСЗ, пилотируемые корабли, проекты первых автоматических межпланетных и лунных аппаратов.

...И голос из космоса прозвучал

И ещё одна страничка из истории Болшева о первом координационно-вычислительном центре, предшественнике знаменитого Калининградского ЦУПа. Недавно на бывшем главном корпусе НИИ-4 появилась памятная доска с надписью: “В этом здании в 1957-1961 годах находился координационно-вычислительный центр первый в мире центр управления космическими аппаратами и пилотируемыми кораблями”.

На митинге 4 октября, посвящённом очередной годовщине запуска первого ИСЗ, ветераны вспоминали события, участниками которых они были. Сюда, в первый КВЦ, стекалась вся информация о готовности к запуску ракеты со спутником, старте и выходе на орбиту вокруг Земли. Здесь впервые прозвучал голос первенца из космоса: “Бип-бип-бип”... Сколько радости было! А потом бессонные ночи операторов по обработке измерений из различных пунктов, расчёт и выдача целеуказаний для наблюдения за ИСЗ. Болшевский КВЦ обеспечивал наблюдение и за полётами первых космонавтов Юрия Гагарина и Германа Титова. Отсюда осуществлялось общее руководство средствами поисково-спасательного комплекса при возвращении спускаемых аппаратов.

В 60-е годы, когда был создан Калининградский и другие специализированные центры управления полётами, Болшевский прекратил своё существование. Здание, в котором размещался первый в мире КВЦ, поистине историческое: здесь работала группа Тихонравова, сюда приезжал С.П. Королёв для ознакомления с результатами её исследований...

В заключение хочется выразить надежду, что в очередном издании книги о Калининграде-Королёве найдётся место для рассказа о ратной и космической славе Болшева.

Виктор ДРОНОВ.

 

 

Почувствуйте атмосферу страсти и удовольствия с самыми прекрасными спутницами, доступными на сайте https://cheboksarysm.com. Если вам нужна элегантная и образованная девушка для важного мероприятия, она обязательно есть на https://ekaterinburgsm.com. Проведите увлекательный вечер с изысканными девушками, сочными контакты которых можно найти на https://lipetsksm.com. Великолепная компания ждет вас на https://nizhniynovgorodsm.com - здесь вы найдете девушек для любого вида отдыха.