Дмитрий Пайсон, Независимая газета, 26 января 1999 г.

ЕЩЕ ТРИ ГОДА СО СТАНЦИЕЙ

Может быть, сохраняя "Мир", российское руководство
ненавязчиво напоминает американцам о приличиях

Днем 22 января премьер Примаков подписал постановление правительства, выводящее современную российскую космонавтику на новый этап развития, не ясно, впрочем, к добру или к худу. Согласно постановлению, до 2002 года продлен срок службы станции "Мир". Таким образом, этим летом "Мир" топить не будут, экипажи успеют еще поработать на комплексе параллельно с первыми командами Международной космической станции (МКС). При этом РКК "Энергия" получает "исключительное право распоряжения ресурсами комплекса "Мир" и реализации на коммерческой основе научно-технических программ". За Российским космическим агентством остается экспертиза коммерческих предложений и осуществление безопасности полета.

Мероприятие было разыграно как по нотам. Постановление появилось на свет в прошлую пятницу не случайно. Инициатором и главным лоббистом постановления выступил глава РКК "Энергия" Юрий Семенов. Программы новостей, однако, сообщили о совместном обращении в правительство "Энергии" и Российского космического агентства. Тем временем глава РКА Юрий Коптев благополучно пребывал в Германии, вел переговоры о возможном сотрудничестве и комментировать судьбоносную бумагу (равно как и появляться на соответствующем заседании) ему не пришлось.

Сложно сказать, Коптев ли скрылся в Германии, не желая решать судьбу "Мира", Семенов ли "дожал" постановление, дождавшись отсутствия главы РКА. Ясно одно: Российское космическое агентство сопротивлялось до последнего. Потому что, для того, чтобы продление срока службы "Мира" не привело к окончательному коллапсу отечественной космонавтики, нужно соблюсти очень много условий - о чем, как представляется, инициаторы нынешнего постановления заботились куда в меньшей степени, чем российское "Министерство космоса".

По разным оценкам, на ежегодное поддержание "Мира" на орбите требуется от 200 до 500 млн. долл. Бюджет РКА на 1999 год утвержден в том же размере, что и в прошлом году - в рублях, естественно. Руководство "Энергии" - Семенов и его заместитель Владимир Никитский активно лоббируют идею сохранения "Мира", замечены на этом поле и Юрий Батурин с Александром Серебровым - по их словам, на всю сумму найден некий зарубежный спонсор. Соответственно, постановлением "Мир" передается в ведение "Энергии" на условиях внебюджетного финансирования. Впрочем, такого рода финансовая схема хорошо известна. Даже если от спонсора сотен миллионов не дождутся, на станцию все равно будет отправлен экипаж (причем уже названы космонавты Сергей Залетин и Александр Калери, которые сменят в августе на борту совсем уже собравшихся топить "Мир" Авдеева с товарищами).

Без экипажа на борту "Мир" не летает - ломается. А если на борту есть люди, а спонсорское финансирование иссякло назавтра после их запуска - куда деваться? Пишут письма в правительство, но в РКА и так не враги народа сидят. Комплекс благополучно возвращается "на баланс". Больше в космос не летит вообще ничего. Денег нет.

И ладно бы, если потенциальные проблемы ограничивались российским бюджетом. Решение Примакова спасти-таки "Мир" прозвучало едва ли не ответом на недавние заявления американского руководства о возможности выхода США из Договора по противоракетной обороне. И дело не в том, что у нас-де станция есть, у американцев нет, и поэтому бессовестные американцы побуждают нас "Мир" топить. Бессовестные американцы (а с ними вместе, кстати говоря, и руководство РКА) уже не знают, что сделать и за что российским предприятиям (во главе с той же "Энергией") заплатить деньги, чтобы Россия выполнила свои обязательства по созданию МКС. Служебный модуль, который сейчас испытывают на "Энергии", очень может быть, не полетит и в сентябре, как сегодня планируют. Если заявления об иностранном инвесторе окажутся блефом, платить за "Мир" (на котором работают живые космонавты) придется из того же худого кармана.

Более того. И для международной станции, и для "Мира" требуются ракеты "Союз", корабли "Союз" и "Прогресс". Корабли делают на "Энергии" - тут Семенов хозяин. Ракеты - в самарском "ЦСКБ-Прогресс". И российские и американские аналитики серьезно сомневаются, в состоянии ли Волжский космический центр обеспечить даже сегодняшние потребности в ракетах для МКС (две в этом году, 9 - в 2000-м); продление жизни "Мира" означает еще 5-6 "Союзов" в год. Причем американцы вряд ли еще раз пошлют к станции тяжело груженный "Шаттл". Все разговоры о возможной дополнительной стыковке велись на фоне твердой уверенности в скором затоплении станции, и речь шла о возможности снятия дорогостоящей аппаратуры и, может быть, проведении со станцией "камикадзе", каких-то технологических экспериментов. На трехлетнее продление срока службы комплекса американцы ни денег, ни "Шаттлов" (а один полет челнока стоит столько же, сколько годовая эксплуатация "Мира") не дадут. Изыщет ли "Энергия" возможность, скажем, заказать тяжелый корабль типа ФГБ Центру им. Хруничева - совершенно непонятно.

С другой стороны, на фоне возрастающего пренебрежения не только условностями, но и международными приличиями со стороны ощущающих себя хозяевами жизни Соединенных Штатов решение мудрого Примакова может оказаться хитрым "последним звоночком". И впрямь - не С-300 же Ираку поставлять. И формально говоря, никто не вправе запретить России продолжать эксплуатацию своей главной космической гордости - более чем 100-тонного орбитального комплекса. А то, что при этом вся международная космическая программа оказывается под большим вопросом - так на то дефолт. Какая космическая станция, когда такой валютный курс.
snegiki.ru прокат снегохода ущерб
snegiki.ru