ИВАН САФРОНОВ, Независимая Газета, 14.04.99

Мир должен умереть в августе

Чтобы не мешать строительству МКС

В конце прошлой недели в ракетно-космической корпорации "Энергия" состоялось заседание совета главных конструкторов, на котором рассматривался ход работ над российским служебным модулем Международной космической станции. В канун Дня космонавтики сообщения об итогах заседания было решено в прессу не давать - они оказались удручающими.

Строительство Международной космической станции было начато в конце прошлого года с более чем годичным опозданием. В ноябре с Байконура российской ракетой-носителем "Протон-К" был выведен американский энергетический модуль "Заря", к которому в декабре был пристыкован другой американский блок Unity, доставленный на орбиту шаттлом. По утвержденному главами космических агентств всех стран-участниц проекта графику, следующим модулем МКС в июле должен стать российский служебный модуль. Лишь после того, как он присоединится к уже находящейся на орбите связке из американских блоков "Заря" и Unity, на МКС могут начаться длительные космические экспедиции. Именно поэтому создание модуля давно уже вышло за национальные рамки.

Несмотря на ставшие уже традиционными ежегодные указы и постановления дело шло ни шатко ни валко из-за хронического дефицита финансирования. Американское NASA, которому "космический долгострой" невыгоден, в конце прошлого года предложило РКА сдать на три года в аренду за $60 млн. 23 кв. м. объема служебного модуля (около трети полезного объема) с возможностью обратного выкупа этого объема по остаточной стоимости после истечения срока аренды. Причем на выгодном для России условии - деньги вперед. После согласия российской стороны NASA перевело РКА $60 млн.

Тем не менее, как выяснилось на заседании совета главных конструкторов, в июле запуск служебного модуля не состоится. В лучшем случае он будет испытан и готов к полету лишь в конце осени.

Как ни странно. Российскому космическому агентству даже выгодно оттягивание срока запуска служебного модуля: это будет вызывать постоянное недовольство партнеров по МКС, которое агентство может использовать для "выбивания" бюджетных средств на строительство станции (всего до 2013 года Россия намерена потратить на МКС более $6 млрд.).

Но можно не сомневаться, что, как только служебный модуль будет запущен на орбиту, иностранные партнеры потеряют к России всякий интерес: вопрос создания ею своего сегмента на станции станет исключительно национальным делом россиян и другие страны от них зависеть уже не будут.

Именно потому, что Россия может оказаться не в состоянии создать свой национальный сегмент на МКС, РКА сейчас не спешит с затоплением станции "Мир". Однако на его эксплуатацию в госбюджете денег нет, а поиск внебюджетных средств за рубежом пока ни к чему не привел. К тому же сейчас Россия не в состоянии как в финансовом, так и в техническом отношении обеспечить одновременно эксплуатацию орбитального комплекса "Мир" и полноценное участие в строительстве МКС. Поэтому, скорее всего, "Мир" умрет уже в августе, освободив дорогу созданию международной станции.