"Мир" может рухнуть на Землю, если "Прогресс" не взлетит вовремя

За выходные добиться от казахского правительства отмены моратория на запуски ракет космического назначения с Байконура не удалось. Это может нанести необратимый урон станции "Мир" - если старт грузовика "Прогресс М-42" к станции не состоится до 28 июля, то космонавтам придется покидать ее досрочно. А станция не готова к беспилотному полету и может неуправляемо рухнуть на Землю. Всех этих проблем могло бы и не быть - у России есть свой космодром в Плесецке. Но его стартовый комплекс продан на металлолом за 12,7 млн рублей. С подробностями - ИВАН САФРОНОВ.

Вчера рано утром на "Гагаринский" стартовый комплекс (площадка № 1) была вывезена и установлена ракета-носитель "Союз-У" с грузовиком "Прогресс М-42". Несмотря на то что Казахстан не отменил мораторий на запуски с Байконура, на космодроме все еще надеются запустить его завтра.

Транспортный корабль должен доставить на станцию топливо, продовольствие и воду. Если его старт не состоится до 28 июля, то космонавтам при-дется покинуть станцию досрочно, так и не подготовив "Мир" к полету в автоматическом режиме. По словам директора РАКА Юрия Коптева, в таком случае станция может рухнуть на Землю в марте-апреле будущего года. Причем совершенно неизвестно, в каком месте.

Путей отступления у России нет: космические корабли стартуют только с Байконура. Впрочем, могли бы улетать и из российского Плесецка, но находившийся там стартовый комплекс, откуда корабли могли бы отправляться к станции "Мир", продан на металлолом. Пока хозяевами космодрома Плесецк были Военно-космические силы России, этот стартовый комплекс предполагали дооборудовать для выполнения в том числе и пилотируемой программы. Однако когда хозяевами космодрома стали РВСН, они предпочли избавиться от старта, продав его всего за 12,7 млн рублей некой коммерческой структуре из Архангельска (ее название сохраняется военными в тайне).

Поражает быстрота, с которой стартовый комплекс весом более трех тысяч тонн был превращен в металлолом: в декабре прошлого года был подписан контракт, а через полгода - в июне 1999-го - он был уже полностью демонтирован.

Для Казахстана все это не является тайной, поэтому он столь жестко ведет сейчас переговоры с Россией. Так, казахи потребовали немедленной выплаты арендной платы за Байконур за этот год - $50 млн в валюте и $65 млн товарами и продуктами. И, по всей видимости, России предстоит срочно изыскивать в своем бюджете средства для этих выплат.

Все происходящее сейчас вокруг Байконура свидетельствует:

Россия должна иметь возможность гарантированного доступа в космос со своей территории, чтобы быть застрахованной от всяких неожиданностей. Но, видимо, поймут это в России не скоро - министр обороны Игорь Сергеев, отвечая на вопрос „Ъ" о том, не предполагается ли перенести космические запуски с Байконура в Плесецк, заявил: "Это вам не десантников перебросить".

ИВАН САФРОНОВ
Коммерсантъ, 13 июля 1999 года